![]() | ![]() |
| ||||||||||
|
| ![]() | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Главная ![]() ![]() | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
![]() In/Out №66 ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ШОУ БИЗНЕСА ![]()
![]()
|
Николай Арутюнов2008-10-06 / открыто 15099 IN/OUT— техника в шоу−бизнесе #46 Николай Арутюнов: ![]() Я достаточно долго готовился к написанию этого материала. Казалось бы, что стоит набрать телефонный номер, встретиться, поговорить и написать статью типа «вот вопрос, а вот ответ»? Но мне очень хотелось отразить масштаб этой личности, а главное, попытаться раскрыть ту особую, на мой взгляд, функцию, которую Николай Арутюнов выполняет в отечественной музыкальной культуре. Интервью с одним из лучших рок-вокалистов России Николаем Арутюновым. То, что я всегда пел, что хотел, да еще получал за это деньги, в нашей стране уже значительное достижение. есть в нашей стране музыканты, которые (сказать без пафоса трудно) до конца несут свой крест, которые в силу своего та- ланта и характера никак не желают подстраиваться под вкусы толпы. Что движет этими людьми? Почему они отдают себя делу с туманными перспективами, сознательно идут на материальные потери, порой чувствуя за спиной ухмылки «состоявшихся стадионных гастролеров», пытаясь во что бы то ни стало вырастить свой «экзотический сад»? Конечно, однозначного ответа тут нет, но, мне кажется, в большой степени отказаться от своего предназначения талантливым людям мешает творческая совесть, которая держит человека в неком «коридоре», выйти из которого означает уйти от самого себя и в конечном итоге стать кем-то другим. Конечно, легко выглядеть русским патриотом, делая секвенсерную обработку «калинки-малинки». Гораздо труднее рассмотреть патриотизм в пении рок-н-ролла, блюза или фанка, тем более на английском языке. Стремиться в России играть музыку на высочайшем профессиональном уровне, отдавать ей все свои силы, постоянно учиться и повышать квалификацию, словом, быть профессионалом в своем деле, на мой взгляд, гораздо больший патриотизм, и Николай Арутюнов — один из немногих музыкантов, которые постоянно доказывают, что и у нас в стране есть Музыканты с большой буквы. Именно они являются авангардом нашей культуры, прокладывая путь следующим поколениям. Николай Арутюнов относится к высшей касте российских музыкантов. И дело здесь даже не в его удивительном голосе и музыкальных данных. Это только внешняя сторона. Анализируя творческий путь Николая, кажется, что он всеми силами хочет заполнить ту пустоту российской музыкальной жизни, которая существует. Арутюнов, на мой взгляд, выполняет функцию «ледокола», пробивая мощью своего голоса и силой характера тяжелые льды закостенелости и темноты нашего музыкального «острова». По своим природным данным этот певец уже с десяток лет мог бы занимать почетное место среди отечественных «поп-звезд». С его голосом, манерой, знанием стилей, а также авторитетом и связями в музыкальном мире спеть и раскрутить очередную «Погоду в доме» не составило бы особого труда. Но... в этом случае он стал бы уже не Арутюновым, а кем-то другим… Более того, Николай, начав свою карьеру как блюзовый вокалист, пройдя через хард-рок, последние годы сделал крен в сторону фанка — музыки, которая, вследствие ее ритмической сложности, в нашей стране не имеет никаких корней вообще. Такое впечатление, что Арутюнов как творческая личность развивается независимо от окружающей среды, от требований сегодняшнего дня. Его часы показывают мировое время и совершенно не стараются отражать время московское. Н.Арутюнов: история группы «Лига блюза» «Лигу блюза» я собрал в 1979 г. Первая попытка образования группы, правда, была еще тремя годами раньше, но она просуществовала только пару месяцев. До «Лиги блюза» я уже лет десять пел в разных никому не известных ансамблях. (Н.Арутюнов начал петь в школьных ансамблях еще в 11 лет — прим. автора.) И везде сталкивался с одной и той же проблемой — все они хотели быть «битлами», а я однозначно «роллингом». Лишь эпизодически главенствующее большинство позволяло мне после сплошного «Let it be» немного «Let it bleed». Наконец, мне все это надоело, и я решил сколотить свою группу, которая бы целиком сконцентрировалась на ритм-энд-блюзе. Само название группы «Лига блюза», правда, было придумано чуть позже. … Время для образования ритм-энд-блюзового коллектива было не совсем удачное. В мире блюз-бум 60-х давно закончился, а блюз-ренессанс 80-х еще не начался. Про СССР вообще говорить нечего. Правда, на фоне всей той безнадеги был один просвет. В 79-м в Москву приехал Би-Би Кинг! Старт «Лиги блюза» совпал с этим невероятным событием. Уже тогда, наблюдая за реакцией зрителей в зале, я со всей остротой понял, что играть блюз в нашей стране будет делом тяжелым. Где-то с полгода я искал музыкантов, знакомых со стилем, и базу для репетиций. Наконец, нашлись музыканты и нашлись люди, рискнувшие у себя принять «чуждый элемент». Это были комсомольцы нефтегазового НИИ. В обмен на возможность репетировать мы должны были играть там по «красным датам». Первый такой опыт не заставил себя долго ждать. Первомай! Мы сыграли всего четыре или пять «произведений», но этого оказалось достаточно, чтобы ансамбль понял «радужные» перспективы блюза на Руси. На сцену, пошатываясь и краснея глазами, взошел утонченный знаток музыки и сказал ставшую крылатой фразу: «Что вы нам тут Баха играете?!» …В 1987 г. образовался центр Стаса Намина, куда я был приглашен для создания «Лиги блюза» уже на профессиональной основе. Уже первые концерты принесли нам успех. С этого времени мы стали более-менее известны широкой публике. Во времена перестройки заграница перестала быть для нас миражом. В мае 88-го мы поехали на гастроли в Швецию, а в июне в Колумбию и Перу. Особенно запомнилась поездка в Латинскую Америку. В силу национального темперамента принимали нас там просто потрясающее! На фестивале в Боготе было 60 тыс. зрителей. О нашей группе писали все ведущие газеты. А одна газета даже написала, что, дескать, ничего удивительного в успехе «Лиги блюза» нет — ведь в России давние блюзовые традиции: в минуты отдыха блюз любил слушать… Ленин. Можете себе представить, что с нами было, когда мы это прочитали!» (Из материалов буклета компакт-диска, выпущенного к 15-летию «Лиги блюза».) Мы встретились с Николаем Арутюновым для интервью. Беседовать с этим удивительным человеком необыкновенно интересно. Надеемся, что общение с ним не пройдет бесследно и для вас. In/Out: Николай, «Лига блюза» полностью оправдывает свое название. Ведь из этого коллектива вышли многие российские блюзмены, которые стали звездами этого жанра. — Да, Сергей Воронов, гитарист «Лиги блюза», сейчас лидер «Crossroads». Боря Булкин организовал «Stainless Blues Band» . Маша Кац впервые представляла Россию на «Евровидении» и сделала это достойно. Игорь Кожин, великолепный гитарист, лидер группы «Треф», сейчас у Кости Никольского… Можно назвать много имен, кто играл в «Лиге блюза» и получил в ней хорошую профессиональную школу. In/Out: Скажи, почему в некоторых коллективах музыканты деградируют и постепенно «умирают», а в таких группах, как «Лига блюза», они «произрастают» и становятся звездами? — Ничего удивительного в этом нет. «Лига блюза» всегда была здоровым организмом, в котором всегда присутствовал особый дух. В «Лиге блюза» играли музыканты, которые любили свое дело и хотели стать крутыми профессионалами. И, кстати, моей какой-то особой заслуги в том, что «Лига блюза» плодотворно влияла на рост музыкантов, нет. Я в группе никого никогда играть не учил. Просто старался, чтобы музыкант максимально раскрылся в рамках стиля. Мы учились друг у друга, влияли друг на друга и вместе росли профессионально. Это было особое «варево». In/Out: Почему «Лига блюза» сейчас не выступает? Она распалась? — Нет. «Лига блюза», так скажем, в «академическом отпуске». Сейчас мы собираемся только в исключительных случаях. А причины… Наверное, все дело в том, что музыканты начали участвовать в различных более коммерческих проектах. Конечно, они были востребованы. Постепенно «Лига блюза» превратилась в «санаторий», в котором отдыхали и играли себе в кайф, в «свободное от работы время». Но я при этом чувствовал себя директором «санатория», который, смиренно сложа руки, ждал «заезда отдыхающих». Меня такая ситуация, естественно, не могла устраивать. Ведь из-за этого слетали концерты «Лиги блюза». А так как я, в силу традиций наших взаимоотношений, не мог, да и не хотел вмешиваться в их жизнь, я просто закрыл «санаторий». In/Out: Как пришла идея создать проект «Четверг Арутюнова»? — Я всегда был открыт для других стилей, и это, кстати, сказывалось на звучании «Лиги блюза», что не всегда соответствовало концепции группы. Со временем я понял, что «Лига блюза» должна существовать в более традиционных рамках, но и отказываться от других стилей я не хотел. Просто надо было отделить одно от другого. Так возникла идея создания хард-роковой группы «Четверг Арутюнова», тем более что с Димой Четверговым мы друзья и часто играли вместе. In/Out: Я слышал альбом «Четверг Арутюнова». (К моменту написания статьи альбом уже вышел в свет.) Поработали вы на славу! Мне кажется, что на таком уровне, так «фирменно» хард-рок в нашей стране еще никто не пел. И, кстати, очень хорошо записано. — Над этим альбомом мы работали очень долго. Хотелось выжать максимум из того оборудования, которое имелось в студии. Я могу сказать, что в плане звукозаписи это лучшая работа в моей карьере, в которую я вложил весь свой многолетний опыт студийной работы с «Лигой блюза». (Здесь хочется сделать небольшое отступление и сказать пару слов. То, что Арутюнов прекрасный вокалист, лишний раз говорить не стоит. И в исполнении хард-рока, той музыки, которая напрочь отсутствует в российском музыкальном спектре, он непревзойденный мастер. Но на этом диске он проявил себя как, наверное, нигде! Это касается бэк-вокала (подпевок), которые он сделал многоканальным наложением. Звучит потрясающе! Некоторые песни в плане аранжировок изменены кардинально. Это довольно смелый шаг. Но это и интересно — песни получают какую-то новую жизнь. Также следует отметить блестящую игру Дмитрия Четвергова и других музыкантов. Если вы любите рок, то обязательно послушайте этот диск!) In/Out: Сейчас группа «Четверг Арутюнова» — уже история… В чем же причина того, что группа распалась? — Ну, во-первых, мы играли три года, и это достаточный срок. Стоит пояснить, что, когда я хочу создать какой-либо проект, в первую очередь я ставлю цель. Цель группы «Четверг Арутюнова» — поиграть кавер-версии любимых песен, изучить стилистику, манеру, пропитаться духом этой музыки, т.е. пропустить этот жанр через себя. Кстати, поэтому у нас с Димой были некоторые чисто творческие разногласия. Он по своей природе новатор, а я традиционалист. Я не против современного звучания, тем более не против собственных аранжировок. Но дух музыки нужно обязательно сохранять. А Дима в процессе осовременивания заходил, на мой взгляд, слишком далеко. В данном случае мы выступили, как два продюсера, у которых разные представления о том, как должна звучать группа. И здесь изначально в проекте уже была трещина, которая рано или поздно не дала бы группе развиваться. Но это, заметьте, чисто творческие вопросы. В человеческом отношении мы остались добрыми друзьями и при случае с удовольствием играем вместе. In/Out: Сейчас ты работаешь с группой «Funk You». Этот крен в фанк чем обусловлен? — Я всегда любил фанк, а в последние годы полюбил этот стиль еще больше. Как и ритм-энд-блюз, фанк — «черная» музыка. Но, несмотря на кажущуюся близость, это разная музыка. И это касается прежде всего ритма. Для того, чтобы освоить этот стиль, недостаточно только слушать музыку. Ее надо переиграть, повторюсь, надо пропитаться этой музыкой до самого основания, и только в этом случае придет истинное понимание стиля. (Всем читателям IN/OUT настоятельно рекомендую заглянуть в афишу и найти время, чтобы получить удовольствие от выступления Николая Арутюнова и группы «Funk You». Я уверен, что не найдется ни одного человека, кого бы этот концерт оставил равнодушным.) In/Out: Многие российские блюзовые музыканты считают, что все западные стили можно петь только на английском языке. То есть на русском «фирменная» музыка превращается в «совковую». Но ты сочинял в «Лиге блюза» песни на русском, и звучало это очень гармонично. Что ты думаешь по этому поводу? (Между прочим, Николай Арутюнов по образованию филолог, выпускник филфака МГПИ.) — Конечно, на английском языке эта музыка звучит более естественно, но блюз и другие стили вполне можно петь на русском. Основные сложности — это фонетические и метроритмические особенности нашего языка. Поэтому приходится очень серьезно работать с текстом. Но есть и другая особенность — это стереотип звучания. Когда человек слушает песню на английском, он воспринимает голос как некий солирующий музыкальный инструмент. То есть все внимание концентрируется на музыке. Когда же, к примеру, блюз звучит на русском, слушатели невольно воспринимают и сам смысл текста, который может испортить впечатление. Если просто перевести английский текст известного блюза на русский и спеть, то, уверяю вас, многие будут разочарованы. Поэтому, чтобы блюз хорошо звучал на русском языке, надо решить несколько задач и сделать это довольно непросто, хотя и возможно. In/Out: В проектах «Четверг Арутюнова» и с группой «Funk You» ты исполняешь исключительно кавер-версии на английском языке. Не приходила ли тебе идея в этих стилях петь на русском языке музыку собственного сочинения? — Нет, как я уже говорил, эти два проекта изначально имели определенную цель — играть исключительно кавер-версии. Вот «Лига блюза» всегда была двуязычной группой, это ее концепция. И в рамках этой группы исполнять свои песни было не только можно, но и необходимо. (Кстати, в «Лиге блюза» были свои русскоязычные хиты, например, озорная песня на слова Н. Арутюнова «Не держите вашу дочь под контролем день и ночь…») In/Out: Не возникало ли у тебя желание быть «немного поближе к народу», т.е. создать коммерческий проект? Ведь сейчас многие рок-музыканты пытаются приспосабливаться к «условиям», постепенно переходя на исполнение городского романса в тех или иных формах… — Ты знаешь, в начале восьмидесятых мы с «Лигой блюза» как-то было попытались пойти на компромисс. Нужно было накопить денег на свой небольшой аппарат. Вот мы и решили попробовать заработать деньги «халтурами» — играть на свадьбах. Но наш репертуар надо было корректировать. Когда публика была уже в хорошем подпитии, мы могли играть «фирменные» вещи на английском языке. Народу в том состоянии уже было все равно. Но первое отделение — его надо было составлять исключительно из тогдашних народных хитов! Мы разучили несколько популярных в то время песен (до сих пор помню «Малиновку»), и пришло время работать на первой свадьбе. После первого отделения некоторые еще трезвые гости подошли к нам и в жесткой форме высказали свою обиду. По их мнению, я их любимые песни пел со «стебом» (т.е. с насмешкой — прим. автора). Но я ведь старался. Все свое умение я вкладывал в исполнение, но получалось как-то неорганично. Да, именно неорганично! Я уже тогда понял, что никогда не смогу петь эти песни. Петь то, что не люблю, у меня не получается. In/Out: И за большие деньги не согласишься? — Даже если ко мне сейчас придет продюсер с миллионным бюджетом, с перспективами мощной раскрутки, огромных гонораров, я не пойду на это, и даже не по идейным соображениям, а по чисто реалистическим. Я не смогу сделать эту работу на должном уровне, так как не знаю законов этой музыки, манеры исполнения, да в конце концов мне становится просто физически хреново от этой музыки. In/Out: Вообще ты слушаешь радио, смотришь музыкальные передачи по ТВ? Как ты воспринимаешь то, что наша музыкальная культура не только не приближается к «фирме», а наоборот, идет куда-то в сторону? — Я редко смотрю музыкальные передачи… Вообще это проблема нашего времени — упадок имеет место во всем мире, в том числе и в Америке и особенно в Англии. Мне иногда кажется, что после нашего поколения рок-музыки в той форме, в которой она была задумана, уже не будет. Дух 60-х, 70-х годов, на котором держится вся эта культура, постепенно уходит. А новый рок — он какой-то другой. In/Out: Не становится ли тебе обидно, что люди, «под магнитофон» изображающие певцов, становятся звездами и собирают «кремлевские дворцы»? Тебе, отдающему всю жизнь оттачиванию мастерства? — Я об этом вообще не думаю, так как прекрасно понимаю свое место в музыке. Каждый из нас имеет выбор и живет согласно со своими принципами и творческими задачами. И если человек живет в гармонии с самим собой, то ему не на что жаловаться. Надо просто идти своей дорогой, а остальное уже от нас не зависит. То, что я всегда пел, что хотел, да еще получал за это деньги, в нашей стране уже значительное достижение. In/Out: Когда же кончится «академический отпуск» «Лиги блюза»? — Я постоянно думаю об этом. Вообще, все мои музыкальные проекты последних лет направлены на то, чтобы изучить разную музыку. В рамках «Лиги блюза», как уже отмечал, я не смог бы исполнять хард-рок, фанк и другие стили. А в конечном итоге, играя разную музыку, я развиваюсь как музыкант, набираю музыкальный опыт, который в будущем понадобиться в «Лиге блюза» нового образца. Поэтому «Лига блюза», я надеюсь, появится на новой качественной ступени. И произойдет это, возможно, уже скоро. In/Out: Николай, спасибо тебе за интересное интервью. Мы надеемся, что твое творчество будет и дальше продолжать радовать всех твоих многочисленных поклонников. Удачи тебе! Несколько слов в заключение. Общаясь с Николаем, глядя на его творческий путь, нельзя не восхищаться этим человеком. Когда-то один молодой музыкант мне сказал, что у нас в России нет традиций, нет музыкантов такого уровня, на которых можно было равняться. (Типа «где, укажите нам, отечества отцы, которых мы должны принять за образцы?») Да, у нас мало людей, которые служат искусству, а не используют искусство, но они есть. И среди них особое место занимает Николай Арутюнов — наша гордость, музыкант, который, выступая вместе с западными звездами, достойно представляет нашу страну. Готовя серию статей «К 30-летию группы «Арсенал», я много общался с Алексеем Козловым. В одной из бесед он высказал замечательную мысль о том, что талант — это божий дар, а за подарки приходится расплачиваться потерей чего-то другого. Продолжая эту мысль, можно сказать — если одаренный человек не исполняет своей миссии, своего дара он лишается за ненадобностью. Еще хуже, если талант направляется на то, чтобы «есть сладко и спать мягко»… Очевидно, что однажды такой человек проснется уже бездарем, хотя для него это пройдет как бы и незаметно. Так добившись результата в одном, он, по закону равновесия, неминуемо потеряет в другом. В наш век, когда большинство музыкантов идет на все, чтобы заработать деньги, есть человек, который живет по своим внутренним законам. «Заморозить» раскрученный гастролирующий брэнд «Лиги блюза» для того, чтобы освоить другие стили музыки, по сути начиная новые проекты с нуля, сможет далеко не каждый. И это касается не только экономических потерь. Здесь нужна смелость, какой-то мальчишеский азарт и вера в свои силы. Арутюнов выбрал сложный путь — не стал останавливаться на достигнутом. Ему надо всегда идти вперед, осваивая новые музыкальные пространства. Таков уж этот человек. Можно сказать с уверенностью, что та школа, которую прошел этот певец, тот музыкальный багаж ритм-энд-блюза, хард-рока, фанка не может не дать новые плоды. И все это мастерство, наработанное годами, направлено на то, чтобы поднять «Лигу блюза» на новый уровень! Да, это судьба, судьба музыканта, которая, видимо, готовит Николая Арутюнова к той высоте, к такой вершине, которую этот человек заслуживает. Беседовал Дм.Малолетов ![]() Николай Арутюнов и Би-Би-Кинг. ![]() Н.Арутюнов с «Roomful of Blues», 2003 г. ![]() Николай Арутюнов и Ли Рокер. ![]() «Лига блюза», 1983 г. ![]() Николай Арутюнов и Крис Фарлоу. ![]() Выступление группы «Четверг Арутюнова». ![]() «Лига блюза», 1996 г. Николай Арутюнов и Маша Кац. ![]() «Золотой состав» «Лиги блюза». опубликовано: 2008-10-06 публикацию прочитали: / открыто 15099 |
Все права защищены. При перепечатке материалов ссылка на www.inoutmag.ru обязательна. журнал IN/OUT. Техника для шоу-бизнеса. Музыкальные инструменты, звуковое оборудование, световое оборудование, техника для DJ, обучение музыкантов, театральное оборудование, механика сцены
|