Сегодня:   Четверг, 25 апреля 2024     |    Курс доллара составляет: 74.50 руб.   динамика    |    Курс евро составляет: 88.50 руб.   динамика

ЛЮСТРЫ ДЛЯ КОНЦЕРТНЫХ ЗАЛОВ(Набор № 1). Авторские дизайнерские работы.
открыто 7553

РАЗБОРНЫЕ СЦЕНИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ
открыто 20467
журнал In-Out
inoutmag.ru
информационный
портал журнала

Динамики OBERTON . ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДИНАМИКИ ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА ЗВУЧАНИЯ
открыто 8497

SENZAR CX-5500-5500w RMS. Новый, компактный, мощный и качественный акустический комплект
открыто 11556
ГЛАВНАЯО НАССТАТЬИОБЗОР ОБОРУДОВАНИЯРАСПРОДАЖАСПИСОК КОМПАНИЙИНТЕРНЕТ МАГАЗИН   
ПРОКАТ ОБОРУДОВАНИЯУЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯОБУЧЕНИЕВИДЕОТЕКААУДИОПРЕДСТАВИТЕЛИПОДПИСКАКОНТАКТЫ   

Кроссоверы и контроллеры акустических систем.Предоконечные устройства звукоусилительного тракта

расчетные курсы
валют на сегодня 
$:
€:
74.50 руб.
88.50 руб.
 
   
Главная Статьи Кроссоверы и контроллеры акустических систем.Предоконечные устройства звуко...

In/Out №66
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ШОУ БИЗНЕСА


 ЗНАМЕНИТОСТИ 
Томми Эмануэль

В конце осени 2008 года Москву посетил австралийский гитарист-виртуоз Томми Эмануэль. Томми Эммануэль – живая легенда Австралии, родился 31 мая 195...
Читать

Владимир Кузьмин-рок- гитарист, певец, композитор, автор песен, аранжировщик, инструменталист, продюсер.

Владимире Кузьмине написано немало. Уже более четверти века этот музыкант находится в поле постоянного внимания прессы. О музыке, о творчестве, о ду...
Читать

Парк Горького. Интервью Алексея Белова

Алексея Белова не нужно долго представлять читателям IN/OUT. Он хорошо известен всем, кто связан с шоу-бизнесом, как несомненный и бессменный лидер группы «Gorky Park» или, как говорят в народе, «Парк Горького».
Читать

Григорий Лепс

Григорий Лепс о своем сольном концерте в «Олимпийском», сложностях, неудачах и достижениях на пути к этому событию — в эксклюзивном интервью журналу «In/Out — техника в шоу-бизнесе»
Читать

Евгений Хавтан и ГРУППА БРАВО

Евгений Хавтан и ГРУППА БРАВО 2008-10-06 / открыто 7676 Евгений Хавтан и ГРУППА БРАВО Евгений Хавтан:«Быстрый успех — успех кратковременный» Ж...
Читать

Дмитрий Четвергов

Дмитрий Четвергов — один из самых известных гитаристов России. Вот уже на протяжении десятка лет он является, наверное, самым востребованным концертирующим и студийным музыкантом.
Читать

Константин Никольский

Его легко назвать рок-звездой, легендой, голосом поколения... И так далее. На самом деле он в первую очередь — музыкант, и поэтому альбом лучших песен Константина Никольского, вышедший на студии “Союз”, озаглавлен именно так.
Читать

Леонид Агутин и его именная гитара Carmen

Серия «Профи» Это классическая испанская гитара с вырезом и звукоснимателем. Задняя дека и обечайка выполнены из палисандра, передняя дека ...
Читать


Дидюля выбирает Carmen

Именная гитара Валерия Дидюли сделана по всем канонам испанского гитарного искусства: верхняя дека — из массива кедра, обечайка и нижняя дека — из мно...
Читать

Carmen... ЕСЛИ ЛЮБИШЬ...

Роман Мирошниченко «Повидав на своем веку немало инструментов у меня, конечно же, сложились определенные требования. Впервые взяв в руки мо...
Читать


Игорь Сандлер

Творчество Сандлера интернационально настолько, что тексты неанглоязычных песен даже не требуют перевода на английский язык — столь выразительными получились зрительные образы и музыка шоу
Читать

«Машина времени»

В октябре 2006 года группа «Машина времени» закончила запись альбома «Time Machine». Большая часть работы была проделана в «Abbey Road», той самой лондонской студии, где были записаны все альбомы The Beatles.
Читать

Юрий Антонов

Юрий Антонов — это уникальный человек, композитор, музыкант, артист. Его песни знает и любит вся наша страна вот уже на протяжении сорока лет. О его творчестве говорили и продолжают говорить.
Читать

Валерий Сюткин

На нашей эстраде есть люди, которые пишут хорошие, поистине народные песни, которые живут многие десятилетия. Они блестящие артисты и профессионалы на сцене. Все это в полной мере относится к певцу, композитору, поэту и просто очень хорошему человеку — Валерию Сюткину.
Читать

Владимир Матецкий


Как найти свою аудиторию? Как добиться успеха и признания? Как продвигать собственную музыку, если в кармане не завалялось лишнего миллиона? Эти вопросы мы задали вице-президенту Авторского Совета РАО, композитору, продюсеру, радиоведущему Владимиру Матецкому.
Читать

Александр Барыкин


Его песни звучали буквально из каждого окна, а его популярность можно было бы сравнить... даже не знаю с чем, потому что понятие «популярность» сегодня стало совсем другим.
Читать

Владимир Пресняков старший-"ПЕТРОВИЧ"

Владимира Петровича Преснякова, я думаю, представлять никому не нужно. Этот человек хорошо известен любителям музыки как музыкант и автор многих популярных песен.
Читать

Темур Квителашвили

Темур начал учиться игре на гитаре самостоятельно в возрасте одиннадцати лет. С детства тяготевшийк музыке подросток первые уроки получил от родного брата, показавшего ему “пять блатных аккордов”.
Читать

Анатолий Алешин. Возвращение

Встречайте, знакомьтесь (кто не знаком) — перед нами Анатолий Алешин, герой отечественного рока начала восьмидесятых. Сегодня этот прославленный музыкант вернулся на отечественную рок-сцену в роли лидера совершенно нового проекта под названием «Алешин».
Читать

Автограф

Юбилейные концерты, посвященные 25-летию группы «Автограф», безусловно, стали одним из самых ярких проектов текущего года. Такого размаха наша шоу-индустрия, пожалуй, еще не видела.
Читать

Scott Henderson в МОСКВЕ

Скотт Хендерсон рос во времена пика эры блюз-рока. Технику игры на гитаре Хендерсон изучал под влиянием Джими Хендрикса, Джефа Бека, Джимми Пейджа, Ричи Блэкмора и величайших блюзовых гитаристов Альберта Кинга и Бадди Гая.
Читать

Владимир Пругло

Владимир Пругло, один из самых известных людей нашей индустрии, отпраздновал в этом году свой шестидесятилетний юбилей. В день юбилея корреспондент In/Out встретился с виновником торжества, приехав по хорошо известному адресу: улица Саянская, дом 11/1.
Читать

Гитары FENDER RITCHIE BLACKMORE STRATOCASTER

Ричи Блэкмор Ritchie Blackmore Полное имя Ричард Хью Блэкмор Дата рождения 14 апреля 1945(1945-04-14) (65 лет) Место рождения Уэстон-сьюпер-Мэ...
Читать

Eric Johnson-Сын нации, Настоящий Талант

Сын нации, Настоящий Талант Eric Johnson родился 17 августа 1954 года в Saint David's Hospital города Austin. Будучи самым молодым из пяти детей -...
Читать

ГИТАРЫ FENDER ERIC JOHNSON SIGNATURE STRATOCASTER

FENDER ERIC JOHNSON SIGNATURE STRATOCASTER Эрик Джонсон (англ. Eric Johnson; 17 августа 1954, Остин, Техас, США) — американский гитарист. Наиболее ...
Читать

METALLICA - World Magnetic Tour 2009

«Металлика» не нуждается в представлениях — из играющих тяжелый металл эта группа на сцене, пожалуй, дольше всех — но мы все же позволим себе напомнит...
Читать

Алан Парсонс и Ганс-Мартин Буфф

В Берлине, в Институте SAE (Школе аудиоинжиниринга), легендарный звукоинженер и продюсер Алан Парсонс вместе с невероятно успешным микс-инженером Ганс...
Читать

JOE COCER в МОСКВЕ

Музыкальная карьера Джо Кокера началась в 1961 г. В возрасте 17 лет юный Кокер начал выступать с группой Вэнса Эрнолда «The Avengers» («Мстители») в клубах английского города Шеффилда.
Читать

ROBERT PLANT в МОСКВЕ

Сейчас ему уже 54. Бунтарь, романтик, бродяга из страны тяжелого блюза. Один из четверых, за чьими похождениями следила вся планета. Один из четверых, чья музыка для всего мира каждый раз была откровением.
Читать

К 30-летию «Арсенала»

В разные периоды творчества «Арсенала» музыканты коллектива переиграли самую разную музыку, от джаза до классики. Были периоды брейк-данса, когда музыканты на сцене играли роль «маленьких человечков», при этом исполняя сложнейшие партии… А что сейчас?
Читать

Точка на карте или custom shop промышленного масштаба

В английском языке можно услышать такую фразу «это событие поместило меня на карту». Но речь тут идет не о географии. Речь о карте индустрии. Быть точ...
Читать

Николай Арутюнов

Николай Арутюнов относится к высшей касте российских музыкантов. И дело здесь даже не в его удивительном голосе и музыкальных данных. Анализируя творческий путь Николая, кажется, что он всеми силами хочет заполнить ту пустоту российской музыкальной жизни, которая существует.
Читать

Дмитрий Дибров


Для большинства полуночников нашей страны его имя в первую очередь ассоциируется с телевидением. Вот уже более 10 лет он выходит в прямой эфир преимущественно ночью и просвещает тех, кто не спит, относительно передовых эстетических ценностей, новой музыки, кино и всего, что имеет отношение к творчеству.
Читать

Максим Покровский

«Ногу свело» относится к тем немногочисленным сегодня коллективам, которые почему-то не берет «зараза формата». А для нашего времени это уже феномен. Ну и, конечно же, сама личность лидера и идейного вдохновителя группы — это тоже явление не из рядовых.
Читать

Omar Hakim . Легендарный барабанщик Omar Hakim -всегда следит за развитием музыкальных технологий

Легендарный барабанщик, карьера которого включает в себя студийные записи и гастроли с внушительным количеством знаменитых артистов, Омар Хаким, всегд...
Читать

«We Will Rock You»

Московская презентация мюзикла прошла 17 октября 2004 г., на ней присутствовали многие звезды нашего шоу-бизнеса и, конечно, Брайан Мэй с Роджером Тэйлором.
Читать

Эл Ди Меола и Леонид Агутин

Но приезд Эла Ди Меолы был особенный, так как он выступал в концерте Леонида Агутина и Анжелики Варум не только с сольным отделением, но и как аккомпаниатор наших эстрадных звезд.
Читать

Черное золото - Black Strat series DAVID GILMOR - PINK FLOYD

BLACK STRAT ДЭВИДА ГИЛМОРА ЧЕРНОЕ ЗОЛОТО Не все то золото, что блестит – гласит народная мудрость. Вот и именной David Gilmour Signature Series Strat...
Читать

Кен Хенсли

Антология песен Кена Хенсли стала первым иностранным проектом, доведенным до стадии реализации. Это событие без всяких скидок можно назвать историческим, поскольку никто до этого ничего подобного не делал.
Читать

Tom Jones

Том Джонс, по мнению его звуковой команды, — это ответ Господа на молитву звукоинженера. Его голос, поднимающийся от глубокого баритона до обширно готенора, считается одним из самых мощных голосов в мировом шоу-бизнесе и отточен за сорок лет “живого” исполнения.
Читать

Crossroadz 15 лет

Crossroadz 15 лет Для меня гитара, как женщина. Она начинает звучать только тогда, когда ей уделяешь внимание. Сергей Воронов Интервью с лидером гру...
Читать


 РЕКЛАМА 



Кроссоверы и контроллеры акустических систем.Предоконечные устройства звукоусилительного тракта


2010-10-18 / открыто 10440

Заказать!

Inoutmag.ru
8-903-7982249
www.inoutmag.ru
     

Предоконечные устройства звукоусилительного тракта

За долгое время - похоже, были рассмотрены практически все приборы и устройства, встречающиеся в практике звукорежиссуры и звукотехники. Однако целой группе устройств, тем не менее, ещё не разу не уделялось должного внимания. Это - последние слаботочные устройства, находящиеся в конце звукоусилительного тракта, непосредственно перед оконечными усилителями - кроссоверы и контроллеры акустических систем.

Здесь не случайно написано "кроссоверы и контроллеры" - так как, несмотря на существенное сходство в назначении и выполняемых функциях - это, по сути, два довольно различных типа устройств.

Различие между ними заключается, с точки зрения теории автоматического регулирования, в принципе реализации управляющего воздействия. Кроссоверы, в любых их ипостасях, осуществляют управление по возмущению, т.е. являются устройствами с "прямым управлением", а настоящие контроллеры - по отклонению, т.е. с "обратным управлением".

Однако - не будем вас пугать этими "страшными словами", понятными только инженерам, а рассмотрим эти два вида устройств по отдельности.

Кроссоверы

Кроссовер (иногда в англоязычной литературе именуемый кратко x-over) - это хорошо всем известное устройство для разделения всего звукового спектра на несколько частотных полос - для того, чтобы можно было подавать низкочастотные сигналы только на НЧ-звено громкоговорителя, а, скажем, высокочастотные сигналы - только на пищалки. Тем самым обеспечиваются условия для более качественной передачи звука, улучшаются и облегчаются условия работы громкоговорителей и оконечных усилителей мощности, уменьшаются интермодуляционные искажения в громкоговорителях и усилителях, и т.д. и т.п. Всё это вам, без сомнения, уже прекрасно известно, поэтому не будем здесь подробно на этом останавливаться.

Современные системы звукоусиления, зачастую оперирующие мощностями в десятки - а то и сотни - киловатт, конечно же, имеют гораздо большее число полос разделения звукового сигнала. Сейчас не редкость кроссоверы на 4-5 полос, а то даже и больше.

Однако - те времена, когда кроссовер был только кроссовером, и ничем больше - похоже, уже давно и навсегда канули в лету. Практически все они в настоящее время включают в себя множество дополнительных устройств - фазовращатели, лимитеры, и многое другое. Что же именно входит в состав такого современного "монстра-кроссовера", иногда называемого (не совсем верно) - контроллером?

Естественно, что основной элемент любого кроссовера - это сами фильтры, делящие звуковой сигнал на отдельные частотные полосы. Как правило, в большинстве выпускаемых универсальных кроссоверов эти фильтры - перестраиваемые, т.е. сам пользователь может установить необходимые именно ему границы отдельных полос и их количество. Все фильтры имеют два основных параметра - это вид передаточной характеристики, и крутизна среза АЧХ.

Вид передаточной характеристики фильтра определется его типом и определяет АЧХ кроссовера в полосе пропускания. Это может быть фильтр Бесселя, Баттерворта, Чебышева, и др. Каждый из этих фильтров имеет свои достоинства и недостатки.

Фильтр Бесселя, при прочих равных, имеет наилучшие ФЧХ и импульсный отклик, но наихудшую избирательность. Фильтр Чебышева - имеет наилучшую избирательность, но наихудшие переходную характеристику (импульсный отклик) и ФЧХ, а кроме этого - его АЧХ в полосе пропускания чисто принципиально всегда имеет некоторую волнообразную неравномерность. Фильтр же Баттерворта - имеет наилучшую из рассмотренных АЧХ и удовлетворительную ФЧХ, однако его селективные свойства несколько хуже, чем у фильтра Чебышева.

Как правило, в серьёзных кроссоверах изготовитель предлагает возможность выбора нескольких АЧХ, а уж какую из них использовать - решать вам самим. Кроме вида передаточной характеристики, в большинстве устройств имеется и несколько вариантов крутизны среза АЧХ (за пределами полосы пропускания). Наиболее часто используемые величины - это 12, 18, и 24 децибела на октаву.

Крутизна среза в 12дБоктаву - означает, что мощность сигнала, лежащего вне полосы пропускания кроссовера будет уменьшаться в 16 раз на каждую октаву удаления от частоты среза, а 24дБоктаву - уже в 256 раз. Очевидно, что большее ослабление - будет являться уже чистой воды пижонством, и особого смысла не имеет. Кроме этого, многими замечено, что лучше всего звучат кроссоверы с умеренной крутизной, порядка 12дБоктава.

Изо всех дополнительных устройств в кроссовере - первое, что должно в нём иметься, вызвано к жизни самим принципом работы кроссовера как частотно-избирательной цепи, т.е. фильтра. Любые фильтры имеют нелинейную фазо-частотную характеристику (ФЧХ), причём эта нелинейность наиболее велика вблизи граничных частот полосы. Общеизвестен тот забавно-грустный факт, что если электрически просуммировать выходные сигналы всех полос обычного, "классического" кроссовера, то на частотах раздела полос результирующий сигнал будет просто-напросто равен нулю! Конечно, при сложении акустических сигналов уже с громкоговорителей - такого разительного результата не будет, но некоторая неравномерность суммарной АЧХ вблизи частот раздела тем не менее останется.

Вот для того, чтобы уменьшить это нежелательное явление, во многих кроссоверах встроены фазовращатели. По своей сути - они представляют собой нечто вроде одной ячейки от фэйзера, и позволяют изменять фазу сигналов, лежащих вблизи частоты среза. Благодаря этому создаётся возможность несколько улучшить равномерность суммарной АЧХ всей системы по звуковому давлению.

Однако это будет справедливо только в том случае, если АЧХ громкоговорителя, подключенного к выходу этой полосы частот, будет идеально линейной. Очевидно, что это - лишь "благое пожелание", т.к. реальная АЧХ подавляющего большинства громкоговорителей похожа на всё, что угодно, кроме желаемой прямой линии… Значит, необходимо бы предусмотреть и возможность не только разделения сигнала на отдельные полосы, но и коррекции АЧХ в отдельных полосах. И действительно, многие из современных кроссоверов такую возможность предоставляют. Причём в особо "навороченных" моделях это могут быть и параметрический и графический корректоры, одновременно или поочерёдно, по вашему выбору, а для ВЧ-динамиков дополнительно иногда предусматривается и специальная коррекция АЧХ рупора.

Итак - сигнал порезан на нужное вам число полос, они фазово выровнены, скорректированы по АЧХ. Кажется, всё? Не совсем ещё, однако…

Современные РА-системы, как правило, имеют довольно большие размеры, и вследствие этого - сигналы от различных громкоговорителей могут приходить к слушателям с задержкой относительно друг друга, что приведёт к вызванной этим неравномерности суммарной АЧХ (вследствие неизбежной интерференции), и к ухудшению импульсного отклика всей системы в целом. Для того, чтобы этого избежать - в ряде моделей кроссоверов в некоторые их полосы встраиваются индивидуальные, регулируемые линии задержки (Time Alignment Delay) для компенсации неодновременности прихода звука к слушателям от отдельных громкоговорителей.

Кроме этого - давно замечено, что в ряде случаев более приятное звучание акустики получается при как-бы "неправильном" подключении кромкоговорителей различных полос, когда динамики в одной из полос включены в противофазе относительно других полос. Для того, чтобы сделать это возможным, иногда предусматривается возможность инверсии (переворота) фазы сигналов отдельных полос звукового спектра относительно других. Ну, а о таких очевидных вещах, как индивидуальные регуляторы уровня выходного сигнала для каждой полосы и возможность мьютирования каждого выхода - наверное, и говорить особо не надо…

Ну, вроде бы - всё? Нет, не тот народ разработчики-электронщики, чтобы остановиться на такой "малости".

Подумали они - подумали, "почесали репу" - и вспомнили, что ведь после кроссовера есть ещё и усилитель мощности! А он может и сам перегрузиться до хрипа, да и дорогие динамики пожечь, чего доброго! А это уже "не есть хорошо". И решили, что не помешало бы оснастить выходы кроссовера ещё и лимитерами, для предотвращения описанных казусов. Сказано - сделано! И множество выпускаемых в настоящее время кроссоверов действительно, оснащены лимитерами, а некоторые даже и компрессорами. Да иногда ещё - и раздельными, индивидуальными, своими для каждой полосы!

Итого - получается, что в таком "супер-пупер-кроссовере" есть и собственно кроссовер, и фазовращатели, и эквалайзеры, и спец. корректоры, и лимитеры, да и многополосные компрессоры - по сути, тоже есть! Казалось бы - чего ж ещё можно желать? Вроде, всё мыслимое уже имеется?

Ан, нет! В стремлении предоставить пользователю как можно больше возможностей (или в погоне за ценой - как знать?…) разработчики пошли ещё дальше. И в совсем уж умопомрачительные изделия стали встраивать и вовсе, казалось бы, немыслимые, совсем даже "не-кроссоверные", устройства. Так, недавно одна из фирм объявила о создании прямо-таки целого "монстра", в котором кроме всех вышеописанных узлов, встроен ещё и автоматизированный графический эквалайзер с микрофонным входом и встроенным генератором розового шума. Такой эквалайзер сам настраивает всю РА-систему на линейную (или любую другую, требуемую вам) АЧХ.

Кроме этого, туда же разработчики установили ещё и систему для подавления акустической обратной связи (Feedback Suppressor), и систему для дистанционного управления несколькими типами усилителей, и ещё некоторые устройства… Кажется, единственное, чего там нет - это источника собственных музыкальных программ! Но как знать, глядишь - вдруг, скоро и таковой появится…:-)

Конечно, называть такие сложные аппараты простым словом "кроссовер" - уже вроде как и не совсем удобно. Видимо, поэтому их и именуют более звучно, чаще всего это что-то вроде "Loudspeaker Control System", или - в просторечии - контроллеры, хотя последнее абсолютно неверно! Настоящий контроллер - это нечто существенно иное.

Контроллеры

Все вышеописанные приборы - по своей сути универсальны, т.е. могут применяться с самыми различными типами и видами акустических систем. И в этом, наряду со множеством несомненных достоинств, кроется и ряд принципиально неустранимых недостатков.

Во-первых, это довольно длительная процедура настройки. Здесь гибкость и универсальность проявляют свою оборотную сторону, ведь не так просто из множества возможных сочетаний параметров выбрать самый оптимальный их вариант.

Во-вторых, всегда существует вероятность (особенно - в условиях живой концертной и гастрольной работы) случайного ошибочного изменения установленных значений настроек.

В-третьих, практически ни один серийный кроссовер не позволяет работать с перекрытием полос. Имеющиеся же в некоторых моделях отдельные сабвуферные выходы - тоже, полностью не решают эту проблему.

И, наконец, что самое важное - ни один, даже самый "крутой" кроссовер, оснащённый и лимитерами, и вообще всем на свете - чисто принципиально не способен полностью, на всё 100%, защитить сами динамики от перегрузок и выхода вследствие этого из строя. Да, усилители мощности - лимитеры защищают от перегрузок, и вполне надёжно, а вот акустику - увы!…

От всех перечисленных недостатков абсолютно свободны только именно настоящие контроллеры, которые, однако, весьма дороги. Кроме дороговизны - у них, правда, есть и ещё один небольшой недостаток, а именно - некоторая "неуниверсальность", да простится нам это малость корявое слово! Все они являются узкоспециализированными, и каждый их них предназначен для работы с одним, строго определённым типом акустики. Впрочем, это не "смертельный" недостаток, так как для большинства выпускаемых контроллеров имеется довольно широкий набор сменных модулей, обеспечивающих работу с различными акустическими системами.

Итак - чем же настоящие контроллеры отличаются от сложных многофункциональных кроссоверов? Казалось бы, те же самые входы и выходы? Так, но всё-же - не совсем. Да, главный вход - аналогичный, да и выходы - тоже. Но кроме этого, есть и ещё несколько входов. Зачем? Об этом - скажем чуть позже.

Вначале - об основном. Так как каждый контроллер предназначен для работы со вполне конкретной акустикой - то вполне естественно, что абсолютно никаких настроек не нужно. Всё, что требуется - разделение полос, их частотная, амплитудная и временная коррекция - уже заранее заложено изготовителем, и вам не требуется прилагать ни малейших усилий для настройки системы! (Ну, кроме, возможно, подстройки общего характера звучания по вашему вкусу…)

Нравится? Ещё бы, ведь таким образом при установке и настройке всей РА-системы экономится масса времени и усилий.



А самое главное отличие настоящего контроллера от "самого-пресамого" кроссовера - это как раз наличие ещё тех самых нескольких дополнительных входов, которые являются управляющими. На них подаётся сигнал с выхода усилителя мощности, и именно этот сигнал и "видят" все схемы защиты. Таким образом устраняется главное слабое место систем защиты из обычных кроссоверов, которые просто реагируют на некий, довольно-таки "абстрактный" уровень электрического сигнала на своём выходе. В противоположность им, контроллер видит реальный уровень сигнала на выходе усилителя мощности, т.е. непосредственно тот сигнал, который поступает на сам громкоговоритель.

Благодаря этому защита становится гораздо более надёжной, так как никакие возможные изменения положения регуляторов оконечного усилителя мощности не изменяют условий работы схем защиты.

Но - не только этим интересны контроллеры. Если внимательно посмотреть на перечень параметров головок громкоговорителей, то там вы увидите несколько, и весьма отличающихся друг от друга, различных цифр мощности. Как минимум, это будут долговременная (тепловая) мощность, и кратковременная (пиковая). (Не путать с "китайскими РМРО"!). Кроме них, иногда и указывается и максимально допустимая амплитуда колебаний (ход) диффузора, ограниченная его конструкцией. Так вот - благодаря тому, что, как уже говорилось, каждый контроллер предназначен для работы со вполне конкретной акустикой - он и может контролировать все эти параметры одновременно.

Действительно, если настроить защитный лимитер в обычном кроссовере по допустимой долговременной тепловой мощности (предположим, что это вам каким-то образом удалось) - то получим существенное недоиспользование потенциала РА-системы по громкости, так как все пики при этом будут самым безжалостным образом срезаны. И - абсолютно напрасно, так как большинство современных громкоговорителей могут выдерживать весьма значительные кратковременные перегрузки, в ряде случаев - аж до десятикратной! Иначе говоря, добрую половину потенциально возможной громкости вы просто потеряете…

В то же время, если по каким-либо причинам на НЧ-динамик попадёт очень уж особо низкочастотная составляющая - то его диффузор может просто вылететь за пределы нормального рабочего хода, что приведёт к выходу динамика из строя, и обычный лимитер в этом случае его не спасёт. Поэтому в контроллерах имеются, как правило, не одна, а несколько защитных цепей лимитеров. Один - реагирует на долговременную тепловую мощность (THERMAL), второй - на максимально допустимую пиковую (TRANSIENTS), третий - на ход диффузора (EXCURSION). Конечно же, для ВЧ-громкоговорителей защита по амплитуде хода подвижной системы не очень актуальна, так как все они имеют крайне малые амплитуды перемещения, и поэтому защитные цепи для них имеют несколько упрощенную схему, по сравнению с НЧ-каналами.

Кроме этого - в контроллерах, как правило, при отсутствии обратного сигнала от усилителя мощности (обрыв в линии, или авария самого усилителя) - выходной сигнал для безопасности громкоговорителей мьютируется, так как контроллер в этом случае не может осуществлять полноценную защиту.

В некоторых моделях контроллеров - дополнительно имеется и динамическая, настраиваемая коррекция АЧХ по кривым равной громкости (тонкомпенсация), что помогает получить более плотный и комфортный звук.

Таким образом, хороший контроллер позволяет полностью использовать весь потенциал вашей РА-системы, и в то же время максимально защитить - систему от всевозможных неприятностей, а вас - от необходимости тратить деньги на ремонт. Михаил Чернецкий.LONG

Заказать!

Inoutmag.ru
8-903-7982249
www.inoutmag.ru
     

In/Out-Project
Новый проект от «In/Out»!
Дайджест о готовых технических решениях, новинках, инсталляциях
158 проектов

 РЕКЛАМА 
ЛЮСТРЫ ДЛЯ КОНЦЕРТНЫХ ЗАЛОВ(Набор № 1). Авторские дизайнерские работы.  5 
23.11.2017 / открыто 7553

РАЗБОРНЫЕ СЦЕНИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ  6 
04.02.2011 / открыто 20467

Динамики OBERTON . ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДИНАМИКИ ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА ЗВУЧАНИЯ  7 
08.01.2017 / открыто 8497

SENZAR CX-5500-5500w RMS. Новый, компактный, мощный и качественный акустический комплект  8 
22.04.2017 / открыто 11556

Cофитный подъемник-модульный SVT . Для светового оборудования  9 
25.10.2011 / открыто 13659

Штанкетные подъемники серии HL  10 
25.10.2011 / открыто 12760

ДОРОГИ ЗАНАВЕСА  11 
20.02.2011 / открыто 17307

Штанкетный подъемник-валовый на 250кг и 500кг  12 
25.10.2011 / открыто 13336

Штанкетный подъемник для студий  13 
25.10.2011 / открыто 12680

СОФИТНЫЕ ПОДЪЕМНИКИ  14 
20.02.2011 / открыто 21710

ШТАНКЕТНЫЕ ПОДЪЕМНИКИ  15 
20.02.2011 / открыто 21559

INOUTMAG.RU Реклама на сайте  16 
17.12.2010 / открыто 5853

Акустический комплект COOL-AUDIO two-way passive line array CA- LA210Q  17 
12.05.2016 / открыто 8658

ALTEC- LENSING Line Array ALTEC LENSING TUBESOUND VQ 12.8L + VH 218S  18 
08.05.2015 / открыто 9591

 РЕКЛАМА 
Универсальная монтажная платформа
открыто 18563





Все права защищены. При перепечатке материалов ссылка на www.inoutmag.ru обязательна. журнал IN/OUT. Техника для шоу-бизнеса. Музыкальные инструменты, звуковое оборудование, световое оборудование, техника для DJ, обучение музыкантов, театральное оборудование, механика сцены