Заказать!Дом Союзов,это одно из самых старых сохранившихся зданий города, построено в первой половине 18 века.
Знаменитый Колонный зал Дома Союзов вот уже более двух столетий известен как один из лучших залов Москвы. Его сцена помнит Ф. Листа, К. Сен-Санса, Р. Штрауса, Н. Рубинштейна, П. Чайковского, Ф. Шаляпина и других великих композиторов и исполнителей.
Зал всегда славился уникальной акустикой, но после капитального ремонта в начале 1970-х годов она изменилась не в лучшую сторону.
С тех пор практически все концертные мероприятия проходят в Колонном зале с использованием системы звукоусиления.
Сменилось уже несколько поколений этих систем, и вот настало время очередного обновления.
Работы по проектированию, монтажу и настройке новой системы звукоусиления были поручены компании под руководством Александра Афонина.
В процессе проектирования системы инженерам компании пришлось преодолевать самые разные трудности.
Прежде всего это серьезные ограничения на нагрузку, т.е. массу аппаратуры.
В старом здании с деревянными балконами нельзя подвешивать очень тяжелые конструкции, в том числе акустические системы, и предельная масса нагрузки изначально была определена в 80 кг.
Непросто найти высококачественный линейный массив столь малого веса,выбор проектировщиков пал на компонентные кабинеты TiRAY от немецкой компании Coda Audio.
Каждый СЧ/ВЧ-кабинет весит менее 10 кг.
Он содержит два 5" конусных СЧ-громкоговорителя и 5" неодимовый ВЧ-драйвер.
На заказ кабинеты были выкрашены в цвет колонн зала, такого же цвета фронтальные решетки, так что визуально линейные массивы прекрасно сливаются с колоннами.
Coda Audio TiRAY – пассивные акустические системы, усилители расположены в аппаратной ,длина линии составляет около 70 м, поэтому для подачи сигнала используются провода с сечением 4 кв мм,с большим запасом по мощности.
Каждый линейный массив состоит из 12 кабинетов в J-образной конфигурации, таким образом масса массива увеличилась до 120 кг, что было согласовано с заказчиком.
Линейные массивы подвешены на стальных балках, закрепленных на балконах.
Хотя издали может показаться, что они прикреплены к колоннам, но на самом деле до колонн – около метра.
Использование двенадцати СЧ/ВЧ-кабинетов позволило обеспечить равномерное покрытие всего зала.
Особенно важной задачей было добиться максимально широкого покрытия зала по низкой середине, и эта задача была успешно решена.
Сигнал разделен на 6 каналов, сигналы каждого канала обрабатываются и управляются процессором-контроллером и подаются на 6 пар кабинетов.
По три НЧ-кабинета G15SUB расположены на полу сцены и находятся чуть позади колонн, перед которыми подвешены массивы.
Возможно, это не лучшее место, но долгие поиски разных вариантов размещения НЧ-кабинетов привели именно к такому их размещению.
Для компенсации образующейся фазовой разницы в процессоре-контроллере акустических систем применена задержка.
В переднюю панель сцены, обращенную к первому ряду, было вмонтировано по всей ширине сцены на примерно равном расстоянии друг от друга семь 4” динамиков, выполняющих функцию Front Fill.
Сигнал на них также подается с задержкой, чтобы у зрителя передних рядов сохранялось впечатление звука, идущего со сцены (а не из висящих над его головой линейных массивов).
Первоначально разработчики проекта планировали использовать и выносную акустику с задержкой на задние ряды, но от этого замысла пришлось отказаться, так как образовалось порхающее эхо.
Поэтому весь зал озвучивается FOH-системой, максимальный уровень которой составляет 105 дБ – этого вполне хватает для создания звукового давления, необходимого для большинства музыкальных жанров, исполняемых в этом зале.
Можно разогнать систему и до 110 дБ, но тогда акустика зала начинает «активно протестовать» против такой громкости.
С консоли Soundcraft Vi6 воспроизводились фонограммы разных жанров (симфоническая классика, джаз, рок, народная музыка) на разной громкости.
Желающие могли послушать звучание системы в любой точке зала и даже на сцене.
Кстати, для сценического мониторинга также используются напольные мониторы компании Coda, и их тоже можно было послушать и сравнить с со звучанием FOH-системы.
Конечно, прослушивание в пустом зале дает несколько иные результаты, чем в заполненном, но это больше сказывается на естественной акустике зала, чем на звучании системы звукоусиления, так в зале с публикой снижается влияние естественной акустики и повышается доля прямого сигнала, улучшается управляемость характеристиками звука.
В Колонном зале проходят мероприятия, когда зрительские кресла демонтируют и зал превращается в открытую площадку с лакированным паркетом – это балы, елки и т.п.
В этих условиях акустические свойства зала также меняются
.
Мнение собравшихся – система звучит хорошо, Колонному залу наконец повезло с инсталляцией.