Заказать! Stereo Microphone Techniques Bruce Bartlett
Техника записи стерео микрофонами
Стерео микрофоны всегда были и являются наиболее предпочтительными при записи классической музыки ансамблей,солистов или струнного квартета, в концертном зале .
Чтобы запечатлеть звук музыкального коллектива в целом, используются прием записи с помощью двух или трех стерео микрофонов.
При воспроизведении стерео записи, вы слышите фантомные образы инструментов в различных точках между акустическими системами.
Изображения звуковой картинки слева направо, спереди назад - соответствуют месту инструмента во время записи .
В этой книге рассматриваються различные методы для записи в стерео.
Преимущества стерео микрофонов.
При записи популярной музыки,надо поставить микрофон возле каждого прибора, записать его, и выставить панораму между двумя мониторами.
Мы слышим, где каждый инструмент- слева, по центру, половина-направо.
Стерео запись отражает целостное звучание ансамбля, играющих вместе в общем пространстве.
Большие инструменты, такие как фортепиано, барабаны, труба и орган ... также записывается в стерео.
Стерео микрофоны добавляют реалистичности в записи,это захватывает:
Слева направо позиция каждого инструмента.
Глубина или расстояние до каждого инструмента.
Расстояние ансамбля от слушателя (в перспективе).
Пространственное ощущение акустической обстановки, атмосфера зала или реверберации.
Тембры инструментов как слышит аудитория.
Еще одно преимущество записи с помощью стерео микрофонов заключается в том, что запись стремится сохранить баланс ансамбля, как задумано композитором.
Правильный звуковой баланс ансамбля происходит на расстоянии, где все инструменты сливаются
акустически.
Но этот баланс может быть нарушен при помощи нескольких микрофонов.
Вы должны полагаться на свои собственные суждения по поводу настройки микшера и баланса.
Конечно, даже стерео пара микрофонов может дать неправильный баланс.
Но стереопары, будучи на расстоянии, с большей вероятностью воспроизведут баланс так,как публика его услышит.
Рисунок 1 показывает три стерео зоны.
Рис. 1А показывает некоторые позиции инструмента в оркестре: лево, лево-центр, центр, право-центр, право.
На рис. 1Б, воспроизведенные образы инструментов точно локализованы между колонками.
Стерео эффекты:
А) оркестр (вид сверху).
(Б) локализация точно между колонками
(С) узкий-сценический эффект.
(Г) Преувеличенное влияние разъединения.
Стерео пара микрофонов могут быть расставлены не только по углам,но и расставленными врозь.
Если у вас расстояние или углы микрофонов расположены слишком близко друг к другу,то вы получите слишком узкую сценическую картинку (Рис. 1С).
Если у вас расстояние или уголы микрофонов слишком далеки друг от друга, вы услышите преувеличенное разделения между инструментами(Рис. 1Д).
Чтобы оценить качество стерео эффекта, вы должны сидеть ровно между мониторами (на одинаковом расстоянии от каждого). Сидеть как можно дальше от динамиков.
Типы стерео микрофонных техник.
Чтобы сделать стерео-запись, вы можете использовать один из этих основных приемов:
Совпадающие пары
Разнесенные пары
Рядом стоящие-пары совпадающих
Сбитая с толку пара
Рассмотрим каждый из методов.
Совпадающие Пары
В этом методе, вы монтируете два направленных микрофона, диафрагмами друг над другом и под углом друг от друга (Рис. 2).
Например,два кардиоидных микрофона один над другим, и разверните их под углом 120 градусов друг от друга.
Вы можете использовать другие варианты: supercardioid, гиперкардиоидные, или двунаправленные.
Чем больше угол между микрофонами, тем шире стерео панорама.
Рис. 2. Техника совпадающих пар.
Как работает этот метод .
Напомним, что направленный микрофон наиболее чувствителен к звукам в передней части микрофона (на оси) и прогрессивно менее чувствительны к звукам, прибывающим вне оси.
То есть направленный микрофон выдает высокий уровень сигнала от источника звука т.к они направлены-это и приводит к снижению уровня сигналов от источников.
Совпадающие пары используются для двух направленных микрофонов, которые расположены под углом симметрично от центральной линии (Рис. 2).
Если инструмент находится не по центру, а на оси справа ближе к направленному микрофону, чем к левому микрофону,то этот микрофон будет производить более высокий уровень сигнала, чем левый микрофон.
Предположим, что мы хотим чтобы правая часть оркестра, воспроизводилась в правой части акустических колонок.
Это означает, что музыканты сидящие справа, должны выдавать уровень сигнала на 20 дБ выше от правого микрофона, чем от левого микрофона.
Инструменты чуть смещенные от центра производят межканальные различия на уровне менее 20 дБ, так что вы слышите их чуть смещенными от центра.
Тесты прослушивания показали, что совпадающие кардиоиды микрофонов, как правило, воспроизводят в музыкальной группе
узкий стерео спред. То есть, музыкальная группа не распространилась на всем расстоянии между акустическими колонками.
Особая форма расположения-совпадающие пары: этот метод записи показан на рисунке 3.
Он использует “средний” микрофон установленный по середине оркестра и двунаправленные микрофоны, направленные в разные стороны. Ближний микрофон чаще всего кардиоида, но это может быть любая диаграмма.
Рис. 3. Метод усреднения .
Метод (также называемый АВ), Вы размещаете два одинаковых микрофона в нескольких метрах друг от друга и направляете их прямо перед собой (Рис. 4).
Микрофоны могут иметь любую диаграмму направленности.
Чем больше расстояние между микрофонами, тем больше стерео база.
Рис. 4. Техника разнесенных пар.
Как этот метод работает?
Инструменты в центре группы производят тот же самый сигнал от каждого микрофона. Если инструмент находится не по центру, а ближе к одному из микрофонов, чем другие,его звук достигает микрофона быстрее,чем он достигнет другого микрофона.
Оба микрофона воспроизводят один и тот же сигнал, за исключением того, что чем дальше стоит микрофон ,тем сигнал будет задерживается по сравнению к сигналу ближе стоящего микрофона.
Во время воспроизведения, мозг декодирует эту разницу во времени обратно в соответствующее местоположение изображения звуковой картинки.
Задержка 1.2 миллисекунды (мс) является достаточной чтобы сместить изображение звуковой картинки на всем пути.
Вы можете использовать этот факт при настройке микрофонов.
Предположим, что вы хотите услышать в правой части оркестр из правого динамика.
Звук от музыкантов находящихся справа должен достичь нужного микрофона за 1,2 мсек, прежде чем он достигнет левого микрофона.
Чтобы это произошло, расстояние между микрофонами должно быть около 1-2 м друг от друга. Этот интервал обеспечивает правильную задержку и отображение звука в правой части акустических колонок.
Инструменты чуть смещенные от центра воспроизводят межканальную задержку менее чем на 1.2 мс, так что они воспроизводятся чуть смещенными от центра.
С другой стороны, если микрофоны находятся слишком близко друг к другу, задержки будут слишком малы, что не позволит обеспечить стерео базу звуковой картинки.
Кроме того, микрофоны имеют тенденцию подчеркивать инструменты которые находятся в центре, потому что микрофоны находятся ближе всего к ним.
Чтобы записать хороший музыкальный баланс оркестра, вам нужно пространство на сцене около 4 или 6м друг от друга.
Но тогда вы получаете слишком много возможностей для разделения. Вы можете разместить третий микрофон на полпути между внешней парой и смешать его на выходе микшера в обоих каналах.
Таким образом, вы подберете хороший баланс, и вы услышите точное стерео звучание.
Недостаток разнесенных в пространстве микрофонов:
Если смешать оба микрофонных канала в моно, то вы можете получить фазы отмены различных частот.
Это может или может быть не слышно.
Разнесенные микрофоны, однако, дают "теплое" ощущение простора, в котором присутствует ревербирация концерт-холла, кажется,что тебя окружают инструменты, иногда и слушателю это кажется тоже.
И вот почему: два канала записанной реверберации являются непоследовательными;
то есть, они имеют случайные фазы отношений.
С разнесенными микрофонами подобрав реверберацию,
это будет звучать диффузно и просторно.
Моделируемый простор, созданный при помощи фазирования не обязательно будет реалистичный, но он нравится многим слушателям.
Еще одно преимущество разнесенные пары является то, что вы можете использовать ненаправленные микрофоны.
Конденсаторный микрофон имеет более глубокий бас, чем не конденсаторный микрофон.
Метод-Пара рядом совпадающих
(Рис. 5).
Даже несколько сантиметров интервала между микрофонами,как увеличивается стерео распространение и добавляется ощущение тепла окружающего воздуха при записи.
Чем больше угол или расстояние между микрофонами, тем больше стерео распространения.
Как этот метод работает?
Расстояние в микрометры производит разницу во времени.
Уровень различий и разницы во времени создают стерео эффект.
Если расстояние слишком велико, вы получаете преувеличенное разделение.
Если интервал слишком мал, вы слышите узкий стерео спред.
Существует система, которая использует два кардиоидных направленных микрофона под углом 110° друг к другу и находятся на расстоянии семи дюймов (17 см) по горизонтали.
Обычно этот метод дает точную локализацию.
В голландской системе записи используются два кардиоидных микрофона с направленностью под углом 90° и с шагом 12 дюймов (30 см), а немецкая система записи 90° и 7.9 дюймов (20 см).
Метод Baffled(тупик)-Omni Pair (рис. 6)
В этом методе используется два ненаправленных микрофона, разделенные жестким или мягким дефлектором (рис. 6).
Для создания стерео,используют различное время в области низких частот и уровни различия в области высоких частот.
Расстояние между микрофонами создает разницу во времени.
Дефлектор создает звуковую тень (уменьшены высокие частоты)микрофон расположен дальше от источника.
Между двумя каналами, есть спектральные отличия-отличия в АЧХ.
Некоторые примеры ставят при этом методе пары микрофонов Neumann,Schoeps или микрофоны сферы (рис. 7) , Jecklin Disk или Crown SASS-P MKII стерео микрофон (рис. 8).
Конденсаторные микрофоны используются в этом методе так как имеют отличные низко-частотные характеристики.
Записи и воспроизведение с этих микрофонов надо проводить в наушниках.
Требования для стерео микрофонов.
Для качественного и четкого отображения звуковой картинки, микрофонная пара должна быть хорошо подобрана по АЧХ и диаграмме направленности.
Убедитесь, что оба микрофона имеют тот же номер модели, и сопоставить их уровни при тестировании на источнике звука в центральной точке.
На удивление,но различные типы преобразователей имеют различную визуализацию.
Для острых воображений, микрофон полярной структуры и имеющий внеосевой фазовый сдвиг, должен быть с равномерной частотой.
В ленточном микрофоне, эти потребности удовлетворяются.
Но конденсаторный микрофон имеет тенденцию быть менее равномерным по частоте и динамика имеет тенденцию быть еще менее однородной.
Эти характеристики влияют на формирования изображения звуковой картинки при помощи стерео пары микрофонов.
Вы прочли несколько методик воспроизведения и записи из этой книги,связанных с расположением микрофонов.Книга предназначена для повышения своего уровня профессиональным звукорежисерам, а так же для тех,кто хочет повысить свой уровень в этой области.
Книга на английском языке.
Тираж ограничен.
Цена книги 2800руб