Заказать!Этой весной в Копенгагене зрителям была представлена новая постановка знаменитого балета Петра Ильича Чайковского «Лебединое озеро» от руководителя Датской королевской оперы Николая Хюббе и режиссера Силии Шандорф.
Спектакль, повествующий о трагической любви, уже более 150 лет занимает ведущие места в репертуаре самых известных театров в разных странах мира.
Чтобы придать этой истории новую окраску, руководство театра обратилось к финскому художнику Микки Кунту с просьбой разработать оригинальную концепцию освещения с использованием видео-решений.
Постичь самую суть
Микки Кунту и ранее принимал участие в других постановках в Датской королевской опере.
Но «Лебединое озеро» стало первым для него проектом, где он разрабатывал каждый аспект сценического оформления.
В начале своей работы над сценическим дизайном художник задался вопросом: какие вообще существуют пределы полета творческой мысли, если речь идет о таком классическом произведении, как «Лебединое озеро»?
Традиционно в балете используются декоративные фоны или художественные проекции.
Но Микки и его команда решили бросить вызов привычному подходу и обратились к современным элементам сценического декора.
Правда, для начала художник с головой ушел в изучение истории «Лебединого озера»: «Мне было нужно постичь главную мысль произведения, чтобы понять, в чем заключается его успех.
Понять, что заставляет художников-постановщиков и хореографов вновь и вновь обращаться к этой истории.
И только после этого, я смог сформировать свое видение и представить его остальной команде.
Когда я был удовлетворен результатом своей работы над основными нюансами дизайна, я был готов начать воплощать мои творческие замыслы».
Современный дизайн для балета
Имея богатый опыт в области концертного, театрального и телевизионного оформления, Кунту всегда старается отразить суть действа в своем дизайне. Этот метод применим и к концертному освещению, и к балету.
«Мы всегда стараемся создать качественное шоу, которое будет полностью соответствовать духу и идее проекта, подчеркивать эмоциональный настрой произведения.
Единственное, что может меняться – это инструменты реализации», — продолжает художник.
В работе над «Лебединым озером» традиционные декоративные элементы постепенно были исключены из дизайна, а на смену им пришли видео-решения и свет.
Эта идея была настолько сильна и претенциозна, что не требовала больше никаких дополнений.
Художник поясняет: «Один из секретов успеха — это четкое понимание того, какие из элементов, вам точно не понадобятся.
Затем надо просто взять на себя смелость и исключить их из проекта».
Конструктивные решения: массивность и легкость 2-в-1
При работе с балетом важно оставить сцену «пустой» — то есть совершенно свободной от конструктива, ведь это пространство принадлежит танцорам.
Как правило, традиционную сцену украшают с помощью стоек и фризов, но Микки Кунту решил создать «живой» декоративный элемент, который в итоге превратился в «дополнительного персонажа» «Лебединого озера».
Динамичная конструкция будто парила в воздухе, напоминая перышко, но в тоже время черный цвет металла подчеркивал ее глубину и массивность. Этот дополнительный художественный образ был призван передать «темную» сторону истории.
Абстрактная многослойная конструкция играла разные роли по ходу развития действия – например, в определенные моменты она превращалась в замок.
Ее назначение менялось в зависимости от проецируемого изображения или светового оттенка заливки.
После того как массивное сооружение заняло свое место, дизайн освещения для художника стал полностью понятен.
Кунту расположил 8 башен с прожекторами MAC Viper Profile для создания многомерного пространства без направленного освещения танцоров.
Местная система освещения, включающая 20 приборов из серии MAC III, обеспечила объем и мощную световую заливку.
Микки Кунту посчастливилось поработать с приборами серии MAC Viper еще до постановки «Лебединого озера», и он сразу же влюбился в их возможности: «Меня впечатлили возможности прожекторов MAC Viper Profile.
Их отличает просто фантастическая палитра оттенков и мощный световой выход.
Оптическая система этой серии действительно отличная, она позволяет получить от лампы в 1000 Вт невероятно мощный луч».
Также в сценическом оформлении были задействованы 32 светодиодные линейки VC-Strip, длиной по 4 метра каждая.
В первом акте они использовались как простые элементы декораций, без вывода видео-контента.
Позже линейки опустились до уровня сцены, где танцоры выполняли па.
На этой высоте они лавировали, символизируя лес, через который пролетала лебединая стая.
Во втором акте линейки VC-Strip мерцали словно звезды над озером.
Художник поделился впечатлениями о своей работе с решениями VC-Strip: «Это — серия креативных видео-линеек с большим творческим потенциалом.
VC-Strip прекрасно подходят для проектов, требующих многофункциональных решений.
Их можно использовать и в качестве светового прибора, а также как часть видео-инструмента».
Оборудование Martin, использованное в данном проекте:
48 х MAC Viper Profile
Собственность Датской королевской оперы:
20 х MAC III Profile и MAC III Wash
32 х VC-Strip (16×1, шаг 25 мм, 32 линейки по 4 м)
Контроллер P3-300