Заказать!Основатель и руководитель всемирно известной компании Kramer Electronics Йозеф Крамер (Joseph Kramer) побывал в Москве и выступил с лекцией, в которой не только рассказал о деятельности свой фирмы, но и о своем видении перспектив развития аудио- и видеотехнологий.
Говоря о философии компании, д-р Крамер назвал ее «кроличьей» и пояснил свою мысль.
Он посетовал на то, что многое из их разработок копируется конкурентами, охрана патентов стоит очень дорого, поэтому единственный способ существовать и развиваться – это «размножаться как кролики», т.е. все время разрабатывать и производить новые продукты.
Сейчас компания представляет до трех новинок в неделю, тем самым оставляя позади конкурентов-пиратов. (Надо сказать, что каталог компании действительно внушителен, в нем многие десятки моделей разного типа оборудования).
Йозеф Крамер, говоря о спросе на свою продукцию, отметил, что до сих пор пользуется большим и активным спросом аналоговое оборудование.
Он призвал не удивляться этому – многим пользователям, особенно в небогатых и не очень развитых регионах (он привел в пример своих потребителей из Южной Америки) удобнее работать в привычном аналоге, тем более в специфических условиях таких регионов аналог позволяет добиться более высокой надежности работы и вещания благодаря отсутствию проблемы Digital cliff, которой он уделил особое внимание в своей лекции.
Digital cliff – эффект пропадания или сильной деградации цифрового контента при ухудшении качества цифрового сигнала.
Если ухудшение аналогового сигнала, к примеру, в радиовещании или телевидении, приводит к усилению помех и шумов, но не к исчезновению контента (звука или изображения) или его деградации до степени невозможности восприятия, то цифровой сигнал или есть, или его нет.
Поэтому роль высококачественной передачи цифрового сигнала исключительно важна и там, где ее нельзя обеспечить, пользователи обоснованно применяют аналоговую технику.
Говоря о цифровых форматах изображения, Йозеф Крамер отметил, что формат VGA уже «умер», а через пару лет эта же судьба ждет и SDI.
Однако он отметил интересный факт – при HD-оцифровке старых кинофильмов высокое разрешение «вытаскивает» такие детали изображения, которые не видели не только телезрители стандартного разрешения, но и кинозрители из-за вибрации кинопроектора в кинозале.
Он привел в пример знаменитый фильм 1940 года «Унесенные ветром», который после оцифровки в высоком разрешении смотрится совершенно иначе, в том числе и в отношении цвета.
Оказалось, старый фильм снят с чрезвычайно высоким качеством изображения.
Оцифровка старых фильмов в высоком разрешении, по мнению Йозефа Крамера, таит в себе огромные перспективы и может дать им новую жизнь.
Логично разговор перешел на формат 4К – популярную тему в современном видео.
Пока еще для него нет стандарта частоты смены кадров – будет ли это 24/25, или 50/60, или более ста кадров в секунду – решение пока не принято, разные производители ищут свои решения.
Но главная проблема – это отсутствие контента.
Даже если вещатели и провайдеры будут иметь возможность пропустить столь широкополосный поток, им пока нечего будет показывать зрителям.
На сегодняшний день в формате 4К смогут работать только кинотеатры, подключенные к специальной сети для коммерческого показа фильмов.
Далее д-р Крамер рассказал о следующем стандарте изображения – Super-Hi Vision со звуком формата 22.2 (наши читатели знают о нем из статьи «Картинка и звук завтрашнего дня» в январском номере журнала), а затем сообщил, что уже существуют планы создания формата 16 К! На мой вопрос, почему Super-Hi Vision, показанный еще в 2008 году, не завоевал пока подобающего ему места, Йозеф Крамер ответил, что не так просто убедить госпользователя в необходимости перехода на технику следующего поколения, особенно при практическом отсутствии контента.
Что же касается бытового использования, то существующий интерфейс HDMI 1.4 не дает необходимой скорости потока (2160 Мб/с на 50/60 Гц).
Еще не выпускающийся интерфейс HDMI 2.0 подходит для воспроизведения 4К при разрядности цвета 8 бит на канал.
При этом HDMI 2.0 позволяет передать 32 аудиоканала с частотами дискретизации до 1536 кГц.
Число фантастическое, однако если снизить эту частоту до 192 кГц (что иногда используется в аудиозаписи), то число каналов увеличится в 8 раз, до 256, а если до индустриального стандарта 96 кГц, то каналов будет 512.
Как известно, такие количества аудиоканалов сейчас способны передать только дорогие профессиональные решения типа сетевых протоколов Dante, HiQnet и им подобных.
Появление на этом рынке HDMI 2.0 может стать революционным.
Правда, у HDMI 2.0 есть небольшой недостаток – он, как сказано, передает цвет разрядностью 8 бит на канал, хотя спецификация 4 К требует 10 бит.
Повышение разрядности на 2 бита позволит увеличить глубину цветопередачи.
Проблема усугубляется тем, что HDMI – лицензируемый протокол, подлежащий оплате производителями аппаратуры, что не всем нравится. Таким образом, следует ожидать какого-то нового решения.
Возможно, им станет DisplayPort 1.2, имеющий пропускную способность, достаточную для 4К и даже 4К 3D.
Thunderbolt – совместное детище Intel и Apple – основан на DisplayPort и совместим с ним.
Интерфейс Thunderbolt уже присутствует в последних моделях Mac Pro Mac Mini, благодаря этому к компьютерам Мас можно подключать 4К дисплеи. Есть и другие решения: HDVB и многообещающий HDBaseT.
Для интернет-сетей в закрытых помещениях, конференций и т.п. оптический WLAN может с успехом вытеснить традиционные беспроводные сети на основе радиоволн, Li-Fi вытеснит Wi-Fi благодаря скорости 500 Мб/сек и повышенной безопасности, так как сигнал не покидает помещения.
Остановился Йозеф Крамер в свой лекции и на тенденциях в развитии экранных технологий. Он отметил проникновение нанотехнологий в LED-дисплеи, в частности, технологию Quantum Dots.
По его словам, жидко-кристаллические модули (LCM) способны перевернуть возможности экранного изображения.
Новый DLP LED-экран стандарта WQXGA при разрешении 2560 х 1600 дает яркость 1200 люмен при контрастности 8000:1. Но главное даже не эти высокие показатели, а срок службы – 12 лет непрерывной работы!
Зашла речь и о такой важнейшей теме, как развитие носителей информации.
По мнению Йозефа Крамера, магнитные и оптические носители постепенно уходят, но и неподвижные носители типа СБИС не навсегда - им на смену придет носитель на основе кристаллической решетки.
Этот носитель имеет невероятную емкость – на кристалле размером с сахарное зерно можно разместить петабайт – 1000 терабайт информации!
Кристаллическая память многомерна (5D), технологии ее изготовления пока находятся на стадии лабораторных разработок, ученые прогнозируют появление готовых образцов к 2020 году, что довольно близко по времени.
На этой фантастической ноте Йозеф Крамер завершил свой рассказ о своем видении перспектив аудиовизуальных и информационных технологий.