Заказать!Инструменты применения эффектов в Final Cut Pro представляют собой нечто вроде отдельной программы внутри программы. В этой статье мы поговорим об основных базовых элементах и понятиях, а также приведем несколько практических примеров того, как различные методики комбинируются между собой для создания простых эффектов.
Видеоэффект создается из достаточно простых элементов. Путем комбинации и анимации изображений можно создавать сложные видеоэффекты используя наслоение, композитинг, изменение параметров движения, фильтры и генераторы, а также параметр Opacity.
Простейший (и наиболее часто встречающийся) пример наслоения — это помещение титров на видеоклип: видеоклип в данном случае будет фоном, а титр — передним (верхним) слоем. При наслоении верхний слой делают частично прозрачным, чтобы сквозь него проступал фоновый слой.
Термином «композитинг» называется любой процесс, в котором комбинируется два или более слоев изображений. Техника композиции заключается в изменении прозрачности одного или нескольких слоев изображений и выбора режима Composite mode, который представляет собой алгоритм, управляющий тем, как именно комбинируются слои изображений (Normal, Add, Subtract, Difference и т.д.).
Фильтры — это инструменты изменения существующего изображения. В число фильтров входят как базовые инструменты (регуляторы яркости, контраста и цвета), так и сложные имитаторы трехмерного изображения.
Генераторы (generators) представляют собой отдельный класс эффектов, которые не изменяют существующую видеоинформацию, а создают новую. Они применяются, например, для генерации черных кадров, равномерно окрашенных фоновых изображений или текстовых титров.
Инструменты управления движением (Motion) — это набор инструментов модификации изображения, при помощи которых
можно управлять размером и формой кадра, положением клипа в кадре, центральной точкой и другими характеристиками. Инструменты сгруппированы в закладке Motion, но не всегда из их названия ясно, что они имеют прямое отношение к движению (например, регулятор Opacity, управляющий прозрачностью, тоже находится в закладке Motion).
Анимация статического элемента (неподвижного изображения и т.д.) выполняется путем создания последовательных изменений размера кадра, положения клипа в кадре и угла вращения клипа.
Параметр Opacity соответствует уровню прозрачности клипа. Если значение равно 100%, то клип непрозрачен; если 0%, то клип совершенно прозрачен. Имеются способы изменения прозрачности в выбранных участках изображения при помощи альфаканалов и matte. Прозрачность клипа можно изменять в закладке Motion в окне Viewer или при помощи графика opacity clip в окне Timeline.
Применение эффектовЭффекты находятся в закладке Effects в окне Browser, где они организованы в папки. Здесь представлены все имеющиеся эффекты, кроме параметров движения. Те же самые эффекты можно вызвать в меню Effects. Параметры Motion автоматически применяются к каждому клипу.
Откройте клип в окне Viewer и щелкните по закладке Motion, чтобы получить доступ к параметрам движения.
Существует несколько способов применения эффекта к клипу или секвенции:
— выберите клип в окне Timeline и затем выберите эффект в меню Effects; — или выберите эффект из папки в закладке Effects окна Browser и перетаскивайте его на клип;
— или выберите измененный эффект или параметр движения из папки Favorites в закладке Effects окна Browser и перетаскивайте его на клип;
— или выберите генератор в ниспадающем меню Generator в нижней правой части окна Viewer;
— или откройте в окне Viewer клип, находящийся в окне Timeline или Browser, и воспользуйтесь регуляторами движения в закладке Motion, чтобы применить эффекты движения.
Если вы уже применили эффект, но хотите изменить его установки, это можно сделать одним из трех способов:
— дважды щелкните по клипу, находящемуся в окне Timeline; в окне Viewer выберите закладку Audio, Filters, Motion или Controls и редактируйте установки.
— в окне Timeline вы можете изменять положение ключевых кадров на панели Filters and Motion;
— в окне Canvas вы можете включить режим Wireframe и изменять параметры движения клипа.
Экономия времени присоздании эффектовРабота с эффектами обычно занимает большую часть процесса создания видепрограммы. Для экономии времени в Final Cut Pro предусмотрено несколько методик.
Копирование и вставка атрибутов клипа. Атрибуты клипа — это установки, примененные к данному медиа файлу в Final Cut Pro. Пользователь может копировать и вставлять выбранные установки из одного клипа в другой в окне Timeline или Canvas, или использовать команду Remove Attributes, чтобы восстановить установки клипа, заданные по умолчанию.
Nesting sequences. В Final Cut Pro можно создавать или помещать секвенцию внутри другой секвенции; этот метод называется Nesting sequence. Такой способ работы может значительно ускорить работу. Его можно использовать, например, для того, чтобы искусственно форсировать рендеринг эффектов в другом порядке, или чтобы сгруппировать
клипы для применения к ним одного фильтра или графика движения (motion path) за один прием.
Применение эффектов к большому количеству клипов. Final Cut Pro позволяет изменять уровни прозрачности для группы клипов, а также уровни аудиотреков за один прием.
Favorites представляют собой измененные пользователем пресеты эффектов. Например, если вам требуется применить одинаковую цветокоррекцию к большой группе клипов, вы можете создать необходимые установки один раз, а потом сохранить эту конфигурацию фильтра как Favorite и применить его к целой группе клипов.
Работа с регуляторамиДля более эффективного редактирования параметров при помощи регуляторов применяются дополнительные клавиши на компьютерной клавиатуре. Изменяя установки «циферблата», вы можете удерживать клавишу Shift, чтобы ограничить шаг до 45 градусов. Удерживая клавишу Command, вы замедляете движение стрелки «циферблата» и вводите более точное значение. Чтобы вернуться к предыдущему значению, щелкните и уведите курсор далеко за пределы «циферблата».
Работа с слайдеромВы можете расширить горизонтальное представление любого слайдера путем расширения колонки Parameters в полосе Nav. Это облегчит установку значения. Удерживая клавишу Command, вы замедляете движение слайдера и можете устанавливать значение более точно. Удерживание клавиши Shift изменяет числовое представление слайдера, добавляя 2 десятичных значения после запятой. Регулятор Point (кнопка со знаком «плюс» в разделе Basic Motion в закладке Motion окна Viewer) применяется для установки координат положения в центральной точке клипа. Рядом с нем находятся два числовых поля для воода координат, однако можно задать положение центральной точки гораздо проще и быстрее. Выберите регулятор Point и затем щелкните в окне Canvas в том месте, где должна быть центральная точка. Еще более удобный способ работы заключается в следующем: щелкнув, не отпускайте клавишу мыши, а перетаскивайте примененные к данному медиа файлу в Final Cut Pro. Пользователь может копировать и вставлять выбранные установки из одного клипа в другой в окне Timeline или Canvas, или использовать команду Remove Attributes, чтобы восстановить установки клипа, заданные по умолчанию.
Nesting sequences. В Final Cut Pro можно создавать или помещать секвенцию внутри другой секвенции; этот метод называется Nesting sequence. Такой способ работы может значительно ускорить работу. Его можно использовать, например, для того, чтобы искусственно форсировать рендеринг эффектов в другом порядке, или чтобы сгруппировать клипы для применения к ним одного фильтра или графика движения (motion path) за один прием.
Применение эффектов к большому количеству клипов. Final Cut Pro позволяет изменять уровни прозрачности для группы клипов, а также уровни аудиотреков за один прием.
Favorites представляют собой измененные пользователем пресеты эффектов. Например, если вам требуется применить одинаковую цветокоррекцию к большой группе клипов, вы можете создать необходимые установки один раз, а потом сохранить эту конфигурацию фильтра как Favorite и применить его к целой группе клипов.
Сохранение установок эффектов в качестве FavoritesСуществует легкий способ сохранить установки эффекта для дальнейшего использования.
Вы можете сохранить эффект, переход или движение как Favorite. Favorite эффекты находятся в папке Favorites в закладке Effects окна Browser; их также можно вызывать в меню Effects. В особенности для ускорения работы полезны «фавориты» движения. Чтобы создать эффект Favorite путем сохранения его установок, сделайте следующее:
1. В окне Timeline дважды щелкните поклипу с тем эффектом, который вы хотите сделать «фаворитом.» Клип откроется в окне Viewer.
2. Выберите закладку Filters, Motion или Controls, чтобы получить доступ к регуляторам выбранного эффекта.
3. Выберите эффект в колонке Name и затем сделайте одну из следующих операций:
— выберите Modify > Make Favorite Effect (Modify > Make Favorite Motion для сохранения установок движения);
— или щелкните по названию эффекта и перетаскивайте его в папку Favorites, которая находится в закладке Effects окна Browser.
Создав набор эффектов Favorite для работы в данном проекте, вы можете сохранить их путем перетаскивания папки Favorites (или выбранных эффектов Favorite) из закладки Effects окна Browser на закладку данного проекта. «Фаворитные» эффекты будут сохранены вместе с файлом проекта.
Вы можете также создать эффект Favorite до того, как изменили его установки. Для этого в закладке Tab окна Browser выделите эффект и перетащите его в корзину. Откройте папку Favorites и дважды щелкните по эффекту.
Эффект откроется в окне Viewer. Измените значение эффекта и закройте Viewer. В папке Favorites введите название для нового эффекта. Вы также можете выбрать эффект в окне Browser и вслед за этим команду Edit >Duplicate. Копия эффекта появится в субменю Favorites в меню Effects.
Применение WireframeВ режиме Wireframe показывается контур того клипа, который в данный момент выбран в окне Timeline. Например, это облегчает сортировку и идентификацию клипов, наслоенных друг на друга. При изменении параметров движения в окне Viewer или Canvas работа происходит в одном из двух имеющихся режимов Wireframe.
Wireframe представляет выбранный клип в качестве простого четырехугольника на черном фоне. Он всегда проигрывается в реальном времени; это удобно при программировании графика движения. Однако в этом режиме невозможно видеть изображение.
Режим Image + Wireframe — это комбинация Wireframe с изображением клипа. В этом режиме обновление предварительного просмотра занимает больше времени. Image + Wireframe применяется, когда необходимо видеть, как взаимодействуют между собой изображения нескольких клипов.
Видеоклип. Дважды щелкните по клипу, чтобы получить доступ к закладке Effects в окне Viewer.
Панели Filters и Motion показывают ключевые кадры; чтобы убрать с экрана, щелкните, удерживая клавишу Control.
Clip Keyframes: переключатель просмотра ключевых кадров фильтра и движения
Clip overlays: переключатель просмотра параметров прозрачности, уровней аудио и панорамы
Полоса Clip overlays Рис. 4. Структура Wireframe Серая точка показывает верхний левый угол клипа Центральная точка. Чтобы изменить положение клипа, перетаскивайте ее.
Точка вращения. «Тяните» за край контура, чтобы вращать клип. Узел изменения размера кадра Номер трека (соответствует номеру трека, на котором находится данных клип в окне Timeline).
Точка «якорь» (Anchor) Узел Scale/Distort Удаление ключевого кадра: удерживая клавишу Option, щелкните по графику при помощи инструмента «стрелка» или «ручка»; или установите воспроизводящую головку на тот кадр, который вы хотите стереть, и щелкните по кнопке Insert/Delete Keyframe (кнопка будет зеленого цвета, если в данной точке есть ключевой кадр).
На Wireframe имеется несколько «узлов», которые вы можете использовать для изменения параметров движения данного клипа. Выберите соответствующий инструмент из палитры Tool и затем щелкните и тащите соответствующий «узел» на контуре клипа в окне Canvas или Viewer. В режиме Wireframe применяются зеленые индикаторы для отображения присутствия ключевого кадра в данном кадре, а также типа ключевого кадра. Чтобы включить режим Wireframe, сделайте одну из следуюших процедур:
— в меню View выберите Wireframe; — или выберите команду Wireframe (или Image+Wireframe) в ниспадающем меню в верхней части окна Viewer или Canvas;
— или нажмите W, чтобы ввести Viewer или Canvas в режим Image+Wireframe.
Следующее нажатие на клавишу W включает режим Wireframe. Еще одно нажатие возвращает в режим Image.
Изменение размера и формы кадра, вращение и т.д. выполняется при помощи разных курсоров. Курсор Selecton (четыре стрелки, расположенные крестом) применяется для изменения положения клипа.Курсор Crosshair (крест) работает с угловыми точками для изменения размера клипа.Курсор Rotation (арка) используется для вращения клипа. Курсор Crop работает с краями или углами кадра для изменения размера путем вырезания (выбирается в палитре Tool или путем нажатия на клавишу C).Курсор Distortion — это инструмент Distort, работает с углами для искажения кадра, вызывается путем нажатия на клавишу D или выбирается в палитре Tool.
Ключевые кадры(Keyframes)
При создании графика движения, программировании изменения параметров фильтров в течение определенного отрезка времени, создания графика изменения уровня аудиосигнала или даже просто при применении эффекта затемнения потребуется использовать ключевые кадры.
Ключевой кадр — это точка редактирования, в которой вступают в силу запрограммированные вами установки. Вы устанавливаете ключевой кадр в той точке, в которой вы хотите изменить значение параметра эффекта. Кривая графика ключевых кадров может быть угловой (corner type) или гладкой
(curve type). Кривую можно преобразовать из углового вида в curve type; такие кривые ключевых кадров имеют 2 дополнительных регулятора: «узлы» Безье, при помощи которых можно очень точно изменять форму кривой графика движения, и «узлы» сглаживания, при помощи которых можно отредактировать скорость клипа непосредственно до и после ключевого кадра. Кроме того, такие кривые ключевых кадров можно применять для точной установки скорости изменения параметра эффектов. Преобразование ключевого кадра из «углового» вида в «гладкий» иногда называется
термином smoothing.
В Final Cut Pro предусмотрено 2 типа графиков ключевых кадров: keyframe overlays и keyframes.Keyframe overlays — специальный вид графиков ключевых кадров, который показан в виде линии в верхней части трека в окне Timeline и над формой волны в закладке аудио окна Viewer. Для видеоклипов они отображают прозрачность, для аудиоклипов — уровень громкости и положения в стереопанораме.
Ключевые кадры также показаны в виде графиков для каждого эффекта в окне Viewer, на графиках движения в окне Canvas или Viewer и в панели Filters and Motion в окне Timeline.
График ключевых кадров в окне ViewerВ окне Viewer ключевые кадры показаны в виде графиков, которые расположены справа от каждого регулятора параметра эффектов. Таким образом, для каждого параметра имеется отдельный набор ключевых кадров, что позволяет индивидуально управлять изменением параметров в течение времени.
После того, как для данного клипа установлен первый ключевой кадр, Final Cut Pro будет автоматически добавлять новый ключевой кадр в момент изменения установок эффекта в новой точке.
Колонка Nav в закладке Filters and Motion предназначена для навигации, добавления или удаления ключевых кадров.
Программирование изменения уровня OpacityВ качестве примера рассмотрим управление параметром прозрачности клипа для создания эффекта fade in и fade out.
В окне Timeline выберите клип, который вы хотите плавно вводить из темноты и затем уводить в темноту. Дважды щелкните по нему. Клип откроется в окне Viewer. В окне Viewer дважды щелкните по закладке Motion и найдите полосу Opacity (это четвертый основной параметр движения). Щелкните по треугольнику, находящемуся рядом с этой полосой: откроются установки Opacity Options. В полосе ключевых кадров переместите воспроизводящую головку на ту точку, где вы хотите установить значение параметр Opacity, равное 100%. Щелкните по клавише Insert/Delete Keyframe в колонке Nav слева от ключевых кадров. Чтобы установить уровень Opacity на 100% , сделайте одну из следующих
операций:
— на полосе Keyframe щелкните по графику и перетаскивайте ключевой кадр вверх или вниз, пока значение не станет равным 100%;
— или в установках Opacity перемещайте слайдер;
— или введите вручную значение 100 в текстовом поле Opacity.
Теперь переместите воспроизводящую головку в ту точку клипа, где вы хотите начать затемнение. Щелкните по кнопке Insert/Delete Keyframe, опять введите значение 100%. Здесь будет установлен второй ключевой кадр. Нажмите клавишу Home, чтобы перейти в начало клипа. Щелкните по кнопке Insert/Delete Keyframe, введите значение 0.
Вы увидите, что на графике появилась диагональная линия: она соответствует только что запрограммированному вами вводу клипа из темноты. Нажмите End, чтобы перейти в конец клипа, добавьте еще один ключевой кадр и введите значение 0%.
Прежде чем проиграть этот эффект, потребуется выполнить рендеринг. Для этого выделите клип и в меню Sequence выберите команду Render Selection.
Установка ключевых кадров в соответствии с таймкодомРавномерное распределение ключевых кадров является важным фактором для достижения плавного изменения параметров эффекта, а также для точной синхронизации с музыкой или другими эффектами. Это в особенности важно в случае с эффектами движения. Использование таймкода обеспечит установку ключевых кадров с точными интервалами.
Рассмотрим теперь, как вращать клип, используя таймкод для установки ключевых кадров.
1. В окне Timeline дважды щелкните по клипу, который вы хотите вращать. Он откроется в окне Viewer.
2. В окне Viewer щелкните по закладке Motion и нажмите клавишу Home на компьютерной клавиатуре, чтобы установить воспроизводящую головку на первый кадр графика ключевых кадров вашего клипа.
3. Щелкните по кнопке Insert/Delete Keyframe, который находится справа от регулятора Rotation. Первый ключевой кадр вращения будет установлен на первом кадре.
4. Удостоверьтесь, что регулятор Rotation установлен на значение 0: тем самым вы устанавливаете положение клипа в начале процесса вращения (нормальное, без поворота).
5. Щелкните в поле Current Timecode, которое находится внизу слева от закладки Motion, и введите значение +25, чтобы передвинуть воспроизводящую головку на 25 кадров вперед.
6. Щелкните по кнопке Insert/Delete Keyframe и установите значение параметра на 360.
7. Повторите шаги 5 и 6, увеличивая значение ключевого кадра до 720. Таким образом вы установили 3 ключевых кадра, каждый из которых находится на расстоянии 25 кадров друг от друга. Ваш клип совершит 2 полных вращения по 360 градусов в течение 2 секунд.
8. Прежде чем просмотреть эффект, потребуется выполнить рендеринг: для этого в меню Sequence выберите команду RenderSelection.
Редактирование ключевых кадровЕсли требуется отредактировать ключевой кадр, сделайте следующее:
1. Удерживая клавишу Control, щелкните по ключевому кадру и выберите команду Smooth из краткого меню. Ключевой кадр превратится в кривую и появятся «узлы» Безье. 2. Перемещайте мышью маленький голубой круг, который находится на конце линии Безье, и редактируйте таким образом график движения в районе ключевого кадра.
Даже при весьма компактном расположении рабочих окон Final Cut Pro вполне возможно максимально точно установить положение ключевых кадров. Вы можете увеличить вертикальный масштаб просмотра для любого графика в закладке Effects окна Viewer: для этого надо перетащить разделительную линию, которая находится внизу графика Keyframe. Чтобы изменять значение на 1 шаг, применяйте маленькие стрелки, которые находятся с каждой стороны от управляющих слайдеров параметров эффекта.
Если в окне Timeline или Viewer при перетаскивании ключевого кадра удерживать клавишу Command, то происходит замедление перетаскивания, благодаря чему можно установить положение ключевого кадра очень точно.
Если вы хотите одновременно изменять и значение, и положение ключевого кадра во времени, то перетаскивайте его, удерживая клавишу Shift. В следующей части мы продолжим разговор о применении эффектов и рассмотрим программирование графика движения (Motion path).
Текст Елены Степановой