В далеком солнечном Лос-Анджелесе есть джазовый клуб «La Ve Lee». Это заведение хорошо знакомо многим любителям джаза, не говоря уже о музыкантах, для которых клуб «La Ve Lee» является излюбленным местом времяпровождения. Концерты, проходящие в стенах музыкального клуба, достаточно сильно отличаются от выступлений на, скажем так, камерных площадках, где музыканты обособлены от зрителей и царит более официальная атмосфера. В клубе все происходит в более приватной обстановке: от сцены до зрителя всего пара метров, а в антракте можно выйти в бар и запросто перекинуться парой слов с музыкантами, взять автограф или чокнуться бокалом пива. Вот именно эту обстановку организаторы концертов Скотта Хендерсона и попытались привезти в Москву. «Мы попытались создать некий культурный мост между нашим клубом в Лос-Анджелесе и аналогичным клубом в Москве, — рассказал нам владелец клуба «La Ve Lee» Сурен, человек, принимавший в организации этого события непосредственное участие, — и надеемся, что в скором времени такие события станут регулярными. Есть очень много замечательных музыкантов, которые хотели бы приехать в Москву (на данный момент уже есть предварительная договоренность с Джорджем Дьюком, Стенли Кларком, Филлом Пери, Алексом Лигервудом — легендарным певцом, который долгое время работал с Сантаной, — и многими другими), и вполне возможно, что в ближайшем будущем нас ждет еще немало интереснейших музыкальных событий. Единственным препятствием для осуществления наших планов сейчас является только отсутствие спонсорской поддержки, в которой мы остро нуждаемся, поскольку говорить о рентабельности выступлений музыкантов такого масштаба на небольших площадках пока что достаточно сложно. Для проведения первых концертов мы выбрали клуб «Форте». Выбрали потому, что «Форте» — это клуб, близкий нашему клубу по духу, здесь так же играют джаз, такая же дружественная атмосфера и, что немаловажно, в этом клубе очень хороший звук».
Скот Хендерсон
Родившись в 1954 г., Скотт Хендерсон рос во времена пика эры блюз-рока. Годы его формирования как музыканта прошли в клубах Южной Флориды в составе групп, игравших самый разнообразный репертуар, от «Led Zeppelin» до Джеймса Брауна. Технику игры на гитаре Хендерсон изучал под влиянием Джими Хендрикса, Джефа Бека, Джимми Пейджа, Ричи Блэкмора и величайших блюзовых гитаристов Альберта Кинга и Бадди Гая. Блюз-рок и лучшие гитаристы этого направления во многом повлияли на манеру игры и музыкальное мироощущение Хендерсона, но со временем интерес к джазу привел его к собственному стилю, который и принес ему популярность музыканта и композитора.
По окончании университета во Флориде Скотт перебирается в Лос-Анджелес, где выступает и записывается с Чиком Кориа (альбом «Chick Corea’s Electric Band»), со скрипачом Жаном-Люком Понти, басистом Джефом Берлином («Players»), а также четыре года сотрудничает с Джо Завинулом в его проекте «Weather Report». В 1984 г. совместно с басистом Гэри Виллисом Скотт собирает «Tribal Tech» — группу, в составе которой он записал девять восторженно принятых публикой и критиками альбомов, снискав титул гитариста и композитора мирового класса. В 1991 г. журнал «Guitar World» называет его джазовым гитаристом номер один, а в следующем году такой же титул Скотту присваивает и ежегодник «Guitar Player’s Annual Reader’s Poll».
В своем первом сольном альбоме «Dog Party», вышедшем в 1994 г., Хендерсон впервые демонстрирует свои новые музыкальные пристрастия: он отступает от своих джаз-роковых корней и направляется в сторону классического гитарного блюза. Этот смелый эксперимент увенчался успехом — альбом «Dog Party» журнал «Guitar Player» назвал лучшим блюзовым альбомом 1994 г. Свой второй блюзовый альбом Хендерсон записывает в дуэте с легендарной вокалисткой Тельмой Хьюстон. Продукт совместного творчества получает название «Tore Down House», выходит в свет в апреле 1997 г. и тут же занимает верхние строчки чартов «Jazz Times», «Guitar Player», «Guitar», «Guitar Shop», и «L.A Jazz Scene Magazines».
Последний, записанный в трио с барабанщиком и вокалистом Керком Ковингтоном и басистом Джоном Хэмфри альбом «Well to the Bone» становится третьим по счету и является, пожалуй, самой успешной сольной работой Хендерсона.
Помимо сольной карьеры, Скотт Хендерсон продолжает участвовать в проектах других музыкантов, насколько это позволяет плотный гастрольный график. В описании музыкальной карьеры этого музыканта нельзя не упомянуть о его сотрудничестве с легендарным джазовым басистом Виктором Вутеном и барабанщиком Стивом Смитом, с этими музыкантами Скотт Хендерсон записал два альбома в рамках проекта «Vital Tech Tones».
Hello, Mr. Henderson!
На третий день своего пребывания в Москве, перед концертом, сияющий, насквозь пропитанный калифорнийским солнцем классик американского джаз-рока дал небольшое интервью нашему журналу.
Привет, Скотт! Как тебе Москва?
— Потрясающе. Здорово. Мы очень рады побывать здесь. Я это говорю не ради красивых слов, на самом деле мы очень давно собирались в Москву. Я езжу по миру с концертами уже почти двадцать лет. За последнее время мы объехали очень много мест, всю Америку и Европу, но Россия все время оставалась для нас каким-то загадочным и недоступным местом. Наш промоутер знает практически все площадки Европы, но когда мы заводили разговор о Москве, он только разводил руками. Каким образом можно организовать концерты в Москве, решительно никто не знал. Из-за этого Москва представлялась нам каким-то экзотическим местом, как Китай или что-то в этом роде, но это только подогревало наш интерес. Организовать выступления в стране, где ты не знаешь никого из людей, занимающихся концертами, не знаешь площадок, где никто из твоих знакомых никогда не был, невероятно сложно. Но в конце концов нашлись люди, которые смогли организовать эти концерты, и мы приехали!
Как впечатления?
— Отлично! К большому сожалению, у нас нет возможности познакомиться с Москвой и ее людьми поближе: мы все время в дороге и воспринимаем мир, как туристы, в основном глазами. Что касается людей, музыканты и слушатели общаются посредством музыки, и везде, где бы мы ни бывали, всегда устанавливаются самые дружеские отношения. Люди общаются на разных языках, но если человек интересуется такой же музыкой, как и ты, то вы находитесь как бы в одном пространстве и всегда найдете взаимопонимание. Также и здесь, в Москве. Я вообще не воспринимаю мир разделенным на страны — для меня есть мир музыки, и после посещения Москвы этот мир стал еще больше.
Насколько я знаю, ты преподаешь в Лос-Анджелесе игру на гитаре. Не мог бы ты рассказать о том, чему и как ты учишь своих студентов?
— Мы очень часто в разъездах, но когда я дома, то веду класс, но это скорее класс повышения мастерства, нежели курс игры на гитаре. Я не учу своих студентов играть на гитаре с самого начала, то есть так: поставьте палец сюда, возьмите такую-то ноту — это очень трудно, и пусть этим занимаются настоящие учителя. Мы же собираемся в небольшом помещении два раза в неделю, у наших занятий нет строгого расписания, студенты могут приходить и уходить, когда им удобно, и занимаемся уже конкретными проблемами. Те, кто приходит ко мне за помощью, знают мой стиль, знают, как я играю… Ко мне приходят с конкретными вопросами, и мы вместе их решаем: у кого-то не получается музыкальная фраза, кому-то надо подправить технику… Вот в этом и заключается моя помощь.
А у тебя самого есть какая-то система занятий? Сколько часов в день ты играешь на гитаре?
— Нет, никакой четкой системы у меня нет. Каждый день это происходит по-разному: иногда я занимаюсь всего час, а иногда могу проиграть целый день. Все зависит от настроения и обстоятельств.
Расскажи, пожалуйста, о своем инструменте.
— Я играю на «стратокастере». Вообще об инструментах и моем отношении к звуку я могу говорить часами. С одной стороны, я придерживаюсь традиций, сложившихся в звуке джаз-роковой гитары, но в то же время нахожусь в постоянном поиске, особенно это относится к записи. Я постоянно экспериментирую с разными звукоснимателями, динамиками и сочетанием гитарных обработок. Не всегда эти эксперименты проходят удачно, или проходит время, и мне снова хочется что-то изменить в своем звуке. У меня есть свой сайт в Интернете, где этот вопрос освещен достаточно полно. Там есть моя статья относительно моих поисков, проб и ошибок, и все, кому интересно узнать об этом подробней, могут зайти и посмотреть. Адрес сайта www.scotthenderson.net.
Эволюция звука не стоит на месте, во всех направлениях и стилях постепенно цифровые приборы вытесняют аналоговые. Как ты относишься к натиску электроники и используешь ли сам какие-нибудь современные цифровые гитарные обработки?
— Нет. Гитарные обработки и все оборудование у меня аналоговое, а вот на записи мы используем электронные инструменты и обработки довольно часто и помногу. Но все-таки музыка, которую мы играем, является достаточно традиционной. У некоторых электронная музыка получается здорово, но я занимаюсь другим, я играю музыку в большей степени эмоциональную, которую нельзя запрограммировать, поэтому если при записи электронные инструменты используются, то только «для цвета», ни в коем случае не как база.
Скажи пожалуйста, какую музыку слушаешь ты и какая музыка тебя вдохновляет?
— О! Самую разную. Это может быть джаз, рок, рок-н-ролл, блюз, кантри … Все что угодно. Любую хорошую музыку. Оттуда и черпаю свои идеи. Иногда интересно попробовать себя в том или ином стиле, но в целом все, конечно же, крутится вокруг блюза, вокруг музыки эмоций, играть которую каждый раз так же интересно, как и в первый.
Ну, и последний вопрос. Не мог бы ты представить музыкантов, с которыми приехал в Москву?
— С барабанщиком Керком Ковингтоном мы знакомы еще со времен «Tribal Tech», приблизительно с начала девяностых. Это один из самых многогранных и динамичных барабанщиков в мире и плюс к этому отличный вокалист и неплохой клавишник. В свое время он переиграл практически со всеми выдающимися музыкантами современного американского джаза и джаз-рока, такими, как Джо Завинул, Алан Холдсворт, Роббен Форд, Ленни Стерн, затем мы играли вместе с ним в «Tribal Tech». Блюз мы тоже начинали играть вместе пять лет назад. С бас-гитаристом Джоном Хэмфри мы работали вместе еще в проекте скрипача Жана-Люка Понти. С того времени мы поддерживаем дружеские отношения, вместе преподаем в Лос-Анджелесе и вот теперь вместе играем блюз.
Большое спасибо!
«Спасибо вам!» — Совершенно искренне ответил мистер Хендерсон и поспешил к своей гитаре, на которой ему еще предстояло заменить струны. Честно говоря, я был приятно удивлен простотой и обходительностью одного из лучших гитаристов в мире, который к тому же сам меняет струны на своем инструменте. Вот действительно, простота — сестра таланта.
Концерт
Не могу припомнить, чтобы какой-нибудь концерт вызвал столь бурную реакцию среди музыкантов. Уже через день рассказы об этом выступлении, разносимые народной молвой, стали обрастать самыми невероятными подробностями и фактами, грозя вот-вот перерасти в легенду, отличить миф от реальности в которой будет уже невозможно. Больше всего не повезло нашим музыкантам, играющим американскую музыку. В их среде (как результат увиденного и услышанного) были замечены случаи глубокой депрессии, бороться с которой по русской традиции некоторые стали посредством алкогольной экспансии. Все остальные пришли в состояние глубокой задумчивости, и только те, кто благоразумно «завязал» с блюз-роковыми амбициями задолго до этого концерта, смогли получить неподдельное удовольствие от бесподобной игры американского трио без ущерба для здоровья и психики.
Находясь под постоянным влиянием специфики отечественного бытия, довольно скоро начинаешь забывать о том, что такое настоящий блюз, рок или рок-н-ролл, и тут на тебе — оказывается, на свете есть еще что-то кроме «Фабрики звезд», «MTV» и пронзительных откровений наших псевдорокеров. Не знаю, кто из этой троицы удостоился большего внимания зрителей на концерте — Керк Ковингтон или сам Хендерсон, поскольку обе эти фигуры чрезвычайно колоритны. Манера игры Хендерсона — это современное состояние традиционных блюзовых ценностей, которые культивировали Джими Хендрикс и Стиви Рэй Вон, в сочетании с прецизионной техникой джаз-роковой гитары. Теперь, после концерта, мне стало понятно, почему гитарист-академик, игравший с Чиком Кориа и Джо Завинулом, в конце концов обратился к традиционному блюзу — в «высшую математику» джаз-рока невозможно вписать столько эмоций. В подтверждение моей догадки финалом-апофеозом концерта стала композиция «Fire» Джими Хендрикса. Ураганная энергетика этого произведения сопоставима, пожалуй, лишь с мощью «ковровой» бомбежки —накрыло всех без исключений. После этого уже не хотелось вдаваться в подробности: музыкальный язык, техника, стиль… Этим ребятам известен секрет эйфории рок-музыки, а все остальное — детали. Ради этого секрета Хендерсон, скорее всего, и оставил академический и престижный джаз-рок. Как нельзя лучше, под стать этой идее и манера барабанщика Керка Ковингтона. Это не просто барабанщик — это человек-гора, музыкант-громада. Этот человечище — ростом под два метра и весом килограммов, наверное, под сто пятьдесят — пел, играл и одновременно превращал концерт в увлекательное музыкальное шоу. Чего стоит только один его трюк со своим голосовым микрофоном: во время затяжных гитарных соло Керк левой рукой отводил вверх стойку с микрофоном, для игры в этот момент у него оставалась только одна рука, но это ему нисколько не мешало, и это притом, что не в его манере играть меньше 32 нот в такте! А свое соло Ковингтон превратил просто в настоящее театральное действо, на ходу импровизируя общение с подкравшейся телевизионной камерой. Звуков в единицу времени Ковингтон иногда производил очень много, но, как ни странно, в результате все равно получалась музыка. Он отстреливал ноты с такой резкостью и скоростью, что все его партии превращались в проливной музыкальный дождь, каждая капля которого — небольшая и безобидная, но все вместе — стихия, которая накрывает тебя, не дав и минуты опомниться. Бас-гитарист Джон Хэмфри был самым скромным и незаметным. Он четко делал свое дело, обеспечивая твердый фундамент. В одной композиции Хэмфри сыграл соло, вполне достойное американских джаз-роковых традиций, но, честно говоря, на фоне товарищей оно не произвело сильного впечатления, хотя и стало понятно, за что этот человек удостоился чести преподавать бас-гитару не где-нибудь, а в музыкальном колледже Лос-Анджелеса.
Клубная атмосфера действительно очень сильно отличается от атмосферы, царящей на крупных площадках. Если бы Скотт Хендерсон и его бэнд выступали, скажем, в «России» или в Кремле, то о том, чтобы перекинуться с «виновниками торжества» парой слов или, скажем, подойти и попросить автограф, не могло бы быть и речи, а тут пожалуйста — в антракте музыканты вышли в бар, где с удовольствием общались со зрителями (особенно с немногочисленными зрительницами), раздавали всем желающим автографы и вообще никак не сторонились почтенной публики. В общем — здорово
В коллекции видеошкол вы можете найти школу игры этого музыканта и заказать их у нас.Для этого вам надо нажать на главной странице ВИДЕОТЕКА и найти по номеру школы.